ССП. Жизненный путь личности.

каталог

«Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю» (С.Л.Рубинштейн)

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути.
Жизненный путь человекаэто история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.


Первая концепция.
Труд Ш.Бюлер о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Она, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.

Понятие самоосуществления по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Но Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по-разному: то как хорошее самочувствие (0-1,5 года); то как переживание завершения детства (12-18 лет); то как самореализация (25 (30) – 45 (50) лет); то как самозавершенность (65 (70) – 80 (85) лет).

На основе изучения сотен биографий самых разных людей, представителей раз-личных социальных классов и групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Таким образом, ею было обнаружено и описано 5 фаз жизни:
• Первая фаза (возраст от рождения до 16-20 лет) считается периодом, пред-шествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути.
• Во второй фазе (с 16-20 лет до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Иногда в преддверии выбора жизненных целей и путей их осуществления юноша испытывает растерянность, неуверенность и, в то же время, жажду великих дел.
• Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому, приблизительно к 40 годам, устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи.
• В четвертой фазе (от 45-50 до 65-70 лет) человек завершает свою профес-сиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Для многих этот период – «трудный» возраст — вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Бюлер, усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом имеющегося профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
• В пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Ослабевают социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Будущее воспринимается с тревогой, которую усиливает предчувствие близкого конца. Преобладает желание покоя. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая прошлую жизнь как нечто целое. Одни, вспоминая события собственной жизни, понимают, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.

Проблемы жизненного пути в отечественной психологии.

В советской психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н.А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев.

В 1920-х годах Н.А.Рыбников занимался изучением биографий и предложил методику биографического изучения душевной жизни человека (психограмму). Он полагал, что именно изучение биографии, понимавшейся им как история развития комплекса психофизиологических, психических и социально-психологических свойств, позволит вскрыть общие и непреложные закономерности духовного развития человека. Однако на практике, в полном созвучии с требованиями первых послереволюционных лет, задача исследователя состояла в том, чтобы продемонстрировать прямое и непосредственное влияние социальных переломов на развитие личности, начиная от ее психофизиологических свойств и кончая мировоззрением, убеждениями и мотивацией. Жизненный путь был для Рыбникова историей реализации заложенных в человеке способностей в конкретных общественно-исторических условиях, препятствующих или благоприятствующих их проявлению. Поэтому преувеличивалась роль таких детерминант жизненного пути, как социальное происхождение, материальные условия, события общественной жизни и т. п., что сближает данный подход с социологическим взглядом на биографию. Вместе с тем Н.А. Рыбников указывал на огромные возможности использования биографического метода для изучения условий достижения успеха на поприще научного творчества, считая, что потенциально выдающихся людей рождается значительно больше, чем ими фактически становятся. Следовательно, целью изучения жизненного пути ученого должно было стать, по его замыслу, выявление внешних факторов, тормозящих реализацию таланта.

Для Б.Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. 20 в. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. Б.Г. Ананьев хотел создать науку (онтопсихологию), которая объединила бы все области познания о человеке. Онтопсихология Ананьева — это система психологических наук о развитии человека в его индивидуальном, общественно-историческом и эволюционно-биологическом аспектах. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного, индивидуального развития человека.
Главное в его концепции то, что социальные отношения обуславливает жизненный путь личности, т.е. становление личности связано с изменением социальных отношений. По Ананьеву человек в первую очередь — «субъект деятельности».
Ананьев вводит в психологию понятие «фазы жизненного пути», которые накладываются на возрастные стадии онтогенеза, но также обусловлены «историческими событиями», «изменениями образа жизни», «системой отношений», «суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни». Этапы жизни у Ананьева связанны между собой, он подходит к индивидуальному развитию как к единой, цельной истории: «Однако человек не „монтируется“ из отдельных возрастов как своеобразных блоков развития с присущей каждому из них длительностью протекания. Все последующие фазы развития преемственно связаны предшествующими, причем не только с ближайшей, смежной, но и с весьма отдаленными, даже исходными, начиная с раннего детства».
Для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути Ананьев предлагает использовать классификацию возрастов по психофизиологическим характеристикам развития:

Сами моменты преобразований (генетические переходы) он называет «критическими точками развития». Существует возможность характеризовать развитие личности по определенным «пикам» или «оптимумам», он также называет их «кульминационными моментами» (оптимальные моменты каждой фазы или наивысшее развитие разных психофизиологических функций). Б.Г.Ананьев также вводит понятие «старт» — начало самостоятельной профессиональной деятельности и ее «финиш».
Для Ананьева особо важным фактом начала жизненного пути человека становится факт начала общественной деятельности. Воспитание, образование, обучение — лишь подготовительные фазы жизненного пути человека. Так как в общественном сознании тех лет господствовало стремление к стандартизации, типизации жизни людей, то и на концепции личности Ананьева это отразилось. Концепция жизненного пути, по Ананьеву, учитывает скорее социальную и возрастную периодизацию жизни, чем собственно личностную.

В 1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Шарлоту Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна — не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь — это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю!
Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни — сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни — это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.

К.А. Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни Абульханова-Славская видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека: «Последняя проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию».
Термин «жизненная стратегия», предложенный Абульхановой-Славской, это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия — это выбор, определение и реализация ценностей жизни. (Абульханова-Славская рассматривает нравственные ценности, этические ценности).

События.

События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера.
События жизни – это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека (С.Л.Рубинштейн).

Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А.Логинова добавляет третью группу – события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.

События среды – это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. Так, Великая Отечественная война или перестройка, за которой последовал распад Советского Союза, явились для многих людей переломным моментом их личной жизни, стали событиями их собственной биографии. К событиям среды можно также отнести разнообразные перемены в жизни и ближайшем окружении человека: назначение на новую должность, рождение или смерть ближайших родственников, поступки окружающих, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Наконец, к событиям среды относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни человека и разом нарушающие все его планы и ситуацию в целом.
События среды не являются однозначными по своим последствиям. Будучи не-посредственным участником того или иного события среды каждый и воспринимает его особенным образом, и проявляет себя по отношению к данному событию неповторимо, уникально. Значение того или иного события среды в жизни человека, таким образом, может быть понято только с учетом позиции самого человека по отношению к данному событию.

Вторая группа событий – события поведения человека в окружающей среде, т.е. события-поступки. События-поступки не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. Причем, для понимания личности, как правило, важен не сам факт поступка, а то, что человек хотел «сказать» им.
События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.

Поиск, открытие, принятие или отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты – события внутренней жизни. Событиями внутренней жизни являются прочтение книги или просмотр спектакля и фильма, неслучайно ставших памятными; встреча с человеком, который оказал особое влияние в духовном плане, что повлияло на дальнейшее течение жизни; контакт с профессиональным психологом или психотерапевтом, который приводит к «обретению себя» и т.д. Событием внутренней жизни могут стать «походы в лес» или «размышления на кочке» (привожу реальные примеры таких событий), наполненные особым смыслом и переживаниями, которые человек проносит через всю свою жизнь. Очевидно, то, какие мы есть – не в последнюю очередь определяется такими событиями.

Жизненный выбор.

Для описания жизненного пути очень продуктивным является понятие жизненного выбора. Выбор – это поступок. Жизненный выбор – поступок в масштабе жизни.
Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя ос-воению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей.
Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора.
Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации – множество) – все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики.
Исходя из понятия жизненного выбора и перефразируя Ж.-П.Сартра, можно предложить еще одно определение личности: «Личность – это ее выборы».

5 комментариев

Bogdanalina
Свет, спасибо. Целая научная работа. Сохраню — вчитаться надо.
0
agrestis
Эта научная работа — всего один вопрос из 42, которые меня ждут на экзамене в марте))) Просто никак не могла вникнуть, просто читая текст, решила написать топик из главных мыслей, чтоб уложить в свою голову тему.
Буду очень рада если кому-нибудь это окажется интересным.
1
vera
Даа, интересно. Буду читать внимательно, пока только по диагонали.
У стареющих людей усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям.
Ну точно про меня! И возраст как раз мой указан: от 45-50 до 65-70. Но у меня еще масса времени до пятой фазы.
1
agrestis
Мне кажется, что 4 фазу можно продлить подальше 70, если вести активный образ жизни. У тебя это выйдет без труда, ты очень бодрая девчушка у нас! Так что да, времени масса))
1
owlincap
Бегу-бегу, читать в метро буду, но 5 копеек вставить хочу!
Света, спасибо за публикацию!

Девы помните картинку, она в каталоге Технологий болтается, вот где выбор (сиюминутный личностный) — в полной красе!
не сделать, а поделать + доведение сделанного до точки невозврата

Разница в результате ( и как следствие — судьбе) как раз определяется им — личным выбором!
0