Низкие потребности японцев: зачем же жить?

каталог

Пока я предавалась праздности и лени, нашла довольно любопытную статью, которая освещает обсуждаемую нами тему японского минимализма и упрощения жизни, но немного с другой стороны. Так сказать, обратная сторона медали. А может, это и не обратная сторона, а просто иллюстрация того, как хорошие теоретические идеи на практике встраиваются в реальную жизнь целого общества. Обсудим?

Низкие потребности японцев: зачем же жить?

Почему нас пугает общество, в котором люди не имеют никаких высоких целей? Низкие потребности — это то, что приводит к изменению образа жизни. Известное выражение гласит: человек, побывав в одиночестве, стремится вернуться в многолюдный город. Но в современном мире практически нет уединённых мест, поэтому людям жизнь в мегаполисах становится совершенно безразлична.

Перенесемся на оживленную станцию Окубо, токийского района Синдзюку. Улицы заполнены людьми. Особенно много японских девушек. Они ходят небольшими группами по пять человек, одеты в недорогую одежду, но при этом выглядят модно. Как говорила Чжан Айлин, жизнь — это чудесное платье, полностью покрытое блохами.

Эти девушки толпятся в очереди у уличных палаток. Они хотят купить свои любимые жареные лакомства и хот-доги. Получив свой заказ, девушки прямо на улице радостно начинают есть. На их лицах читается чувство удовлетворения. Съели хот-дог и довольны? Даже на пронизывающем ветру девушки продолжают беззаботно болтать. Они просто наслаждаются своей жизнью. Несмотря на то, что в их кошельках не так уж и много карманных денег, но это не мешает им быть счастливыми и получать удовольствие от жизни.

Такая картина заставляет вспомнить тенденцию в японском обществе, описанную в одной из книг ученого Кэнъити Омаэ. Япония — это общество с низкими потребностями. Подзаголовок этой работы гласит: Новое «богатство народа» в эпоху без великих устремлений. Каким же образом связано отсутствие высоких целей и процветание нации? Рассмотрим этот вопрос. В 2017 году количество людей, имеющих кошек как домашнее животное, впервые превысило тех, кто держит дома собак.

Эта новость очень полезна для изучения образа жизни японцев

По данным компаний — поставщиков корма для животных во всей Японии количество кошек составляет 9,53 миллиона. По сравнению с прошлым годом, эта цифра выросла на 2,3%. А собак насчитывается 8,92 миллиона, что на 4,7% меньше по сравнению с предыдущим годом. Эта статистика наблюдается с 1994 года, но только в этом году впервые количество кошек, как домашних животных, превысило количество собак.

Эта информация дает нам два важных пункта для обсуждения:

Во-первых, японцы хотят сэкономить на расходах, которые требует содержание собак. Ведь они значительно превышают количество средств, затрачиваемых на кошек. Это означает, что японцы сделали шаг в сторону большей практичности. Во-вторых, они всё больше стремятся к одиночеству. Собаки более преданы людям, чем кошки, а жители Японии перестали испытывать потребность в преданных четвероногих друзьях. Они хотят уединения словно кошки, которые сворачиваются в клубочек и постоянно дремлют, не интересуясь окружающими.

Это доказывает, что у жителей Японии меняется отношение к жизни. Много лет назад Нацумэ Сосэки в своей книге «Ваш покорный слуга кот» описывал мир людей от лица кошек и показал, как сосуществуют наши миры. Сейчас японцы идут по жизни с безразличием котов. И мы можем наблюдать насколько велики изменения.

Начиная от Танидзаки Дзюнъитиро, описывающего кошек в своих романах и Харуки Мураками, спящего в обнимку с котом, заканчивая скандальным фотографом Араки Нобуёси, который создал целую серию фотографий своей любимой кошки показано, что жизнь японцев тесно связана с этими животными, а в настоящее время она вообще практически полностью стала подобна кошачьей.

Недавно в ленте «Вичат» (WeChat) появилась статья «Плохие новости из Японии! Общество с низкими потребностями настолько пугает?». Однако если по-другому взглянуть на этот феномен, то появятся сомнения: почему же все считают, что низкие потребности — это так страшно? Ведь это всего лишь изменение образа жизни.

Раньше все хотели лучшие автомобили, а сейчас это не так важно. Стремились купить сумки от «Луи Вуиттон»(Louis Vuitton), а теперь ходят с холщовыми экосумками. Раньше перерабатывать ради денег было в порядке вещей, а сейчас предпочтение отдается отдыху. Ценились украшения и одежда только от известных брендов, а теперь лучше всего всем подходит одежда из «Юникло» (Uniqlo). Ходить за покупками надо было только в крупные торговые центры, а теперь можно забежать в любой маленький магазинчик рядом с домом. Раньше все хотели влюбляться, а теперь любовь никому не нужна.

Низкие потребности привели к тому, что все выпускники японских вузов мечтают лишь об открытии собственной маленькой булочной, цветочного магазина или о карьере парикмахера.

Зрелая страна Япония. Отрицательный и нулевой прирост населения — не так уж и плохо

Индивидуализм заменил коллективизм. Люди стали задаваться вопросами, почему обязательно надо идти на крупное предприятие, чтобы сначала томиться в ожидании рабочего места, а потом бороться за повышение? Почему просто нельзя самостоятельно распоряжаться своей судьбой?

Известный японский экономист Эйсуке Сакакибара или же мистер Йена придерживается следующего мнения: «Япония — это страна со зрелым населением. Нет ничего страшного в нулевом или отрицательном приросте населения». Он считает, что японцам надо держаться подальше от высоких амбиций и не следует придерживаться опыта Билла Гейтса.

Сакакибара не раз обращал внимание: «Кажется, что Япония выглядит как страна, опустившаяся до того, что не стремится ни к чему. Однако это можно рассматривать как попытку создания новой цивилизации с более простым отношением к жизни. Хотя жизнь японцев не очень разнообразна, а, напротив, достаточно ограничена, но эта ограниченность не преступление. Она — один из основных элементов всего нашего существования. Особенно если говорить о нехватке природных ресурсов в Японии, то низкие потребности действительно последний лучик света в темноте. Если не акцентировать на них внимания, то темнота поглотит и этот проблеск.

Молодой японский социолог Рёске Нисида в феврале 2017 года выпустил новую книгу, в которой он рассматривает следующие вопросы: Почему общество не в состоянии понять молодежь? Почему не может простить стариков? Он был вдохновлен идеями знаменитого профессора из университета Васэда, которые были сведены к двум ключевым позициям.

Первое: в условиях современного успешного капиталистического общества, происходит упрощение нравственных ценностей. Второе: наблюдается потеря самосознания у современных людей. Поэтому японцы должны обратиться к поискам этого потерянного самосознания.

Безусловно в Японии есть много различных проблем. Но мы должны обратить внимание на такие положительные моменты, как низкий уровень безработицы, низкий уровень смертности в автомобильных катастрофах, а также большое количество туристов и студентов по обмену. Япония — это страна, которая начала эпоху интеллекта.

В первый день Нового года почта доставила более 1,5 миллиарда поздравительных открыток. В среднем каждый человек получил по 12 штук. Другая удивительная вещь — то, что премьер-министр Японии все еще использует телефон „раскладушку“ (5 января, в Японии на все мобильные телефоны было разослано оповещение о землетрясении. В этот день проходило заседание кабинета министров, во время которого Абэ достал из кармана брюк свой телефон „раскладушку“, чтобы посмотреть данное оповещение»).

В Японии насчитывается 1760 предприятий, которые работают уже на протяжении 100 лет. Японские адвокаты проводят конференции, на которых решается вопрос об отмене смертной казни к 2020 году и её замены на пожизненное заключение. Из всего перечисленного выше мы можем сделать вывод о том, что Япония является одной из прогрессивных стран мира.

Многие японцы считают, если ты не женат, то это нормально. Ведь жить для себя намного лучше.

Еще одно связанное с обществом низких потребностей явление — это то, что Япония положила начало появлению «общества одиночек». Всего несколько дней назад, национальное бюро по социальному обеспечению опубликовало доклад «Оценочное количество японских семей в будущем».

В докладе сообщается, что к 2040 году 39,3% людей будут жить в одиночестве. Соотношение людей старше 65 лет, которые останутся одинокими будет выглядеть так: мужчины 20,8%, то есть из пяти человек один будет одинок, а одиноких женщин будет 24,5% (четыре к одному). Это те люди, которые так и не женились или не обзавелись семьей вновь после развода.

Почему же никто не хочет жениться? Большинство людей, не имея, свободы стремятся к ней. Но получив, начинают ею тяготиться. Ведь быть свободным не всегда увлекательно. Это также, когда у тебя нет пары, то ты хочешь ее найти. Но женившись, ты испытываешь различные трудности семейной жизни. Поэтому брак, кажется, не совсем нужным.

В 2016 году на японской литературной премии имени Акутагавы главную награду получило произведение «Человек из минимаркета». В нем рассказывается о незамужней женщине 36 лет, которая после окончания университета стала подрабатывать в минимаркете. И он стал постоянным местом ее работы на протяжении 18 лет. Сменилось восемь директоров, её коллеги приходили и увольнялись, а девушка всё там же — питается готовой едой из своего магазина и пьет минеральную воду, продающуюся там. Она стала человеком из минимаркета. И это дает ей ощущение, что она обычный человек.

Писательница Мурата Саяка своим произведением хочет показать, что современный человек стремиться свести все к наиболее простому знаменателю, либо работать изо всех сил, либо жениться и завести детей. В Японии насчитывает более 50 тысяч магазинов шаговой доступности, через которые каждый месяц проходит 1,4 миллиарда японцев. Такое упрощение привело к тому, что более сложные стремления и желания стали не нужны.

Японский социолог Адзума Хироки несколько лет назад высказал мнение о том, что этот феномен приведет к тому, что человек вновь вернется в животное состояние. Современным потребителям не нужна чужая помощь, ведь все свои потребности можно удовлетворять мгновенно, по инерции. Нет необходимости, как раньше, общаться с другими людьми, чтобы совершить покупку или построить отношения. Сейчас можно получить желаемое, прикладывая минимум усилий, например, благодаря магазинам шаговой доступности.

Получается, что люди действительно возвращаются в животное состояние. Но может быть, что этот регресс и есть возвращение людей к собственным стремлениям. Чем проще желания, тем ближе к состоянию животного, а чем ближе это состояние, тем ближе новая форма цивилизации — жизнь ради себя.

Японцы считают, что тридцатилетний человек лучше всего понимает себя. Многие в этом возрасте обнаруживают, что они не созданы для совместной жизни с кем-либо.

В сериале «Квартет», который транслировался в прошлом году, есть одна примечательная сцена. Актриса Мацу Такако исполняет роль жены. Готовя ужин, она выжимает лимонный сок на кусочки жареной курицы, а её муж крайне недовольно говорит, что он не любит лимонный сок. В итоге эти двое начинают ссору, которая приводит к разводу.

В Японии многие девушки не хотят выходить замуж. Причина этого кроется в том, что за последние годы возросли возможности трудоустройства для женщин. А традиционное мнение о том, что женщина — это домохозяйка, сходит на нет. Сейчас на молодых женщин оказывает влияние новый образ идеальной жизни: самостоятельная жизнь в собственной квартире, возможность прийти после работы, снять одежду, ходить по дому босиком, выпить стакан виски со льдом, полистать свой любимый журнал или книгу, потом принять ванну с телефоном в руке, расслабиться и заснуть сладким сном. И зачем же надо выходить замуж? Зачем нужна вторая половинка? Разве жить в одиночестве не лучшее, что может быть?

Отсюда.

У меня статья вызвала двойственное впечатление. Вот вроде ничего плохого не описано, наоборот: жизнь в эпоху интеллекта, внимание к своим собственным потребностям, упрощение — это же классно! А с другой стороны, я не могу избавиться от неприятного ощущения угасания популяции, той самой низкой пассионарности, которая неизбежно ведет к закату и гибели цивилизации.
Возможно, дело в том, что и книга Доминик Лоро, и эта статья — это взгляд со стороны. В первом случае — взгляд восторженный, во втором — в чем-то критический, к тому же затрагивающий не столько личное мироощущения, сколько социальную тенденцию. Если читать книги о минимализме, написанные самими японцами (в частности, Мари Кондо), то, возможно, впечатление будет совсем другим, во всяком случае, мне действительно понравилась философия «Искр радости». Но здесь мы получили еще одно подтверждение, что любая ситуация и любая точка зрения имеют 108 различных граней, поступающую информацию надо тщательно фильтровать и проверять на экологичность, внимательно отслеживая, что действительно нам подходит, а чему стоит отчаянно сопротивляться.

… Вновь и вновь вспоминаю чудную фразу Мариши: «Верить, Муся, надо себе!». Как-то так, да.

10 комментариев

Ninelle
спасибо, очень понравилась статья!%)
0
Ninelle
не знаю как там обстоит дело с японцами, а вот к примеру у меня за стремлением к минимализму и простоте стоит желание избавиться от рабства вещей и больше времени посвящать отношениям, знаниям, здоровью, путешествиям — это не низкие потребности, это потребность свободы скорее.
а по поводу одиночества и супружества, мне кажется это решается на небесах…
Комментарий отредактирован: 14 февраля 2018, 12:53
4
VrednayaLisa
А я, прочитав статью, подумала, что в душе я почти как японцы…
1
knebekaise
Необычный взгляд. Мне сразу вспомнилось, как мы осенью смотрели серию передач Дмитрия Комарова «Мир наизнанку» про Японию. Просмотр практически каждый раз заканчивался для меня фразой «Какие же странные люди японцы..» Хотя до этого я много уже всего посмотрела про японцев, но вот Комаров показал самые интересные черты современного японского общества.
2
Stefaniy
Да, я тоже в выходные посмотрела несколько передач.Самое яркое впечатление для взрослых мужчин-концерты школьниц, причем массовые.И девочки эти недоступны абсолютно.То есть только смотреть из зала.И они(дядьки) реально счастливы.И еще один способ радости у них шуточные заплывы в грязи.Японцы слишком закованы в рамки. И это желание одиночества может быть просто следствием усталости от норм и порядков.Ведь не все пойдут купаться в грязь, чтобы сбросить стресс.Вот я тоже предпочитаю закрыться в раковине…
1
agrestis
Прочла. Интересное мнение. Но какое-то однобокое и поверхностное, выводы из исследований странные, и притянутые за уши. Например:
В докладе сообщается, что к 2040 году 39,3% людей будут жить в одиночестве. Соотношение людей старше 65 лет, которые останутся одинокими будет выглядеть так: мужчины 20,8%, то есть из пяти человек один будет одинок, а одиноких женщин будет 24,5% (четыре к одному). Это те люди, которые так и не женились или не обзавелись семьей вновь после развода.
Для начала, как можно провести такое исследование? В статье это звучит как роковая неизбежность. Притом если это люди старше 65 лет, то почему не рассматривается вариант, например, что они овдовели и поэтому уже одиноки? Короче аргумент не впечатлил.
Но самое грустное, что читателю после этого абзаца сразу же подсовывается мысль:
Почему же никто не хочет жениться?
Что? Почему никто? Выше ваша же статистика говорит, что больше 60% японцев все-таки состоят в отношениях, а это, на минуточку, больше половины. Притом, обращаю внимание, что вопрос этот риторический, и как бы констатирует факт, что никто не хочет жениться.

Получается, что люди действительно возвращаются в животное состояние. Но может быть, что этот регресс и есть возвращение людей к собственным стремлениям. Чем проще желания, тем ближе к состоянию животного, а чем ближе это состояние, тем ближе новая форма цивилизации — жизнь ради себя.
Из чего это получается-то? Не важно где человек купит еду — он утоляет базовую потребность в пище. А вот сэкономленное время, можно тратить куда угодно, и это уже личное дело каждого конкретного человека. От этого страдают только корпорации, а все остальные — выигрывают.
Человека возвращает в состояние животного как раз наоборот та ситуация, когда он не поднимая головы должен куда-то бежать что-то тащить, как тот зверь в вечном поиске крова и пропитания. Тогда не остается времени и желания на удовлетворения высших потребностей (общение, самообразование, самореализация). Такому человеку некогда книжки читать, потому что он должен работать сверхурочно чтоб потом все эти деньги вбухать в 33 пакета модных вещей.

Как-то так)
6
Stefaniy
Ощущение притянутости тоже осталось, особенно про кошек и собак.
Сначала показалось, что статья о том, о чем мы обсуждали, об отказе от материального на пути к возвращению чувствования себя, к интеллекту, к творчеству.Но японцы все же мне кажутся сильно уставшей нацией, может и путь верный держат, но ресурсы не те.
0
agrestis
У них философия жизни в принципе — другая, склад ума, или как это правильно назвать. Менталитет такой, складывался веками, поэтому нам может показаться, что они какие-то странные что ли. Может грубо, но у них людей много, а островов мало — им прямая дорога в минимализм )))
3
Marmeladka
Светик, браво! У меня тоже ощущуение, что все это притянуто за уши )
1
tortoisebaby
Интересная статья.
И про то, что молодые хотят свободы, тоже интересно.
Сейчас на молодых женщин оказывает влияние новый образ идеальной жизни: самостоятельная жизнь в собственной квартире, возможность прийти после работы, снять одежду, ходить по дому босиком, выпить стакан виски со льдом, полистать свой любимый журнал или книгу, потом принять ванну с телефоном в руке, расслабиться и заснуть сладким сном. И зачем же надо выходить замуж? Зачем нужна вторая половинка? Разве жить в одиночестве не лучшее, что может быть?
Ну действительно, выйдешь замуж — придется детей рожать. Можно и аборт, но дорого. А с дитями не получится так просто «расслабиться и заснуть сладким сном».
Не свободы они здесь хотят, а безответственности, имхо. И не факт, что сами хотят. Возможно, навязали хотеть.
С их перенаселенностью как раз замечательная реклама сокращения населения.

Хотя с моей точки зрения минимализм — хорошо. Это освобождение от власти вещей, от навязанного потреблядства, в пользу общения, путешествий, творчества. Правильно девочки выше написали: это вещи для нас, а не мы для обслуживания и уборки этих самых вещей.
2