Теория кругов. История про слова, которые не стоит произносить истинным леди.
Первого текста статьи у меня не сохранилось — написала все заново!)))
Впервые про историю кругов я рассказала в апрельском Дневнике совы в колпачке – соседка наша забузила-запила, утратила самоконтроль — выслеживала. Когда Муся гуляет одна во дворе, распахивала свои окна, кричала ей гадости и запахивалась обратно.
Забузила она в отсутствии хозяина – сейчас хозяин приехал и она ходит по двору тихая, как мышь…
Но бог с ней, с соседкой – суть в том, что нам пришлось Мусе ее поведение объяснять, и объясняли мы с помощью Теории кругов.
И вот еще одна ситуация.
Едем мы потихонечку на репетицию, жарко, духота, маршрутка заполняется постепенно – и вот Муся уступает место хрупкой пожилой женщине и перебирается ко мне на колени. А сидим мы не на самых удобных местах – у самого выхода, там где сиденья напротив друг друга. Сразу за нами сидит группа загорелых мужчин, по виду строители, человек 6 наверное, и сидячих мест вообще уже не осталось. Едем, +26, душно, жарко…
И вдруг маршрутка кааак затормозит! Муся летит на впереди сидящую пассажирку, я следом за ней сползаю ей в ноги. Водитель ругается – оказалось что грузовик с прицепом, который ехал впереди, резко свернул направо, на второстепенную дорогу, а поворотников не показал. И наша маршрутка едва не влетела как раз в изгиб прицепа и основного кузова.
Едем дальше.
И вдруг женщина, сидящая напротив меня, достает пилочку и подпиливает ноготь.
Думаю, вот ее приплющило, бедную… Бывает же так, что возникает нестерпимое неудобство, которое нужно исправить. Подпилила и быстро пилочку в сумку убрала.
Едем… Мусю укачивает, видимо это реакция на падение… Снимаю ее с колен, ставлю в проход, достаю холодную сливу (только из холодильника). Прикладываем холодную сливу ко лбу, вроде становится лучше, Мусик начинает эту сливу посасывать.
И тут эта дама опять достает свою пилку (пилка, кстати, немаленькая — металлическая, на вид 15-20 см) – и снова начинает ногти подпиливать… Допилила один палец, принялась за другой.
— Вы это серьездно? – спрашиваю.
— Чтоо???
— Вы серьезно? Здесь, в машрутке, в духоте, ногти пилить?
— (очень громко) Чтооо тебе надо? Ты больная!!! Заткнись!
— Я здоровая! Уберите пилочку пожалуйста.
— Ты — больная!!!
— Я здоровая! Уберите пилочку пожалуйста, автобус затормозит и вы проткнете меня или ребенка.
(и тут она произносит слово, которое не укладывается в мой лексикон, мне и сейчас трудно его воспроизвести – не рожа, не хайло, ааа… пасть!) ПАСТЬ закрой!
— Уберите пилочку пожалуйста.
— А вот принципиально не уберу!
Здесь важно пронаблюдать, как талантливо и быстро эта дама ищет (и ведь находит), чем можно собеседника зацепить, и сразу же переводит акцент ли личность и проблемы собеседника, фактически раскручивая его на срач.
В разговоре я заметила это трижды по отношению к себе и успела увидеть парочку пассов к попутчикам.
Так, она с места в карьер зычно крикнула мне «Ты — больная», а мы находились вблизи крупнейшего онкологического центра, куда народ со всего Северо-Запада съезжается.
Еще, ее очень интересовало, есть ли у меня автомобиль и почему его нет. «Купи себе автомобиль и делай в нем что захочешь!» — кричала она, — Есть у тебя автомобиль? есть? есть?" После повторного такого вопроса и немного от этого ошалев (сесть за руль было в Марафоне планирования у меня, но на сегодня я не сделала ничего, хотя ЛМ мне мозги проклевал), я таки ей:
— У меня есть автомобиль. (вот любопытно — только что мы говорили о том, что пилка в салоне маршрутки опасна и — оп))) мы обсуждаем есть ли у меня автомобиль).
Даму торкнуло — она всплестнула руками и вся подалась вперед, и даже понизила тон:
— А почему же ты едешь — ЗДЕСЬ???
— Мне так удобно. (В отличие от нее я говорю вполголоса, сдержанно, и лишь мимика, вероятно, меня выдает — там смесь забавности, офигения и брезгливого любопытства к происходящему).
Тут в разговор включается девушка, сидящая рядом со мной, базовый логик, видимо: Опасность в том, что автобус сейчас резко затормозил, и это может произойти второй раз… и вот поэтому… Но ее ровный голос тонет в зычном окрике дамы:
— Закрой пасть, заткнись, а то хуже будет… Почему тут ребенок ЖРЕТ СЛИВУ? Жрет!!! Может я тоже боюсь, что ребенок упадет и штаны мне замажет? (одета наша дама в черные трикотажные бриджики и черную кофточку с напечатанными кружевами. Ребенок, вот мой третий болевой, куда можно бить).
Удивленно опускаю глаза вниз, на ее ноги.
— ( я, удивленно) Ваши. Черненькие. Штанишки?.. – я в шляпе и в очках, и считывать мои эмоции она может только с нижней половины лица.
— ОНИ — ЗЕЛЕНЕНЬКИЕ!!! – дама визжит и вскидывается и телом, и лицом… — Заткнись, закрой пасть!!! ЖРЕТ!!!
К слову, дама ехала не одна — рядом с ней сидел мальчик лет 10-ти, видимо внук, а сзади, где-то рядом с работягами, видимо дочь. Дочь была бэк-вокал: на каждую фразу, обращенную к матери, она кричала: «Закрой пасть, пасть!» и больше никакой информации не выдавала.
Больше ничего мне произнести не удалось, потому что в диалог вмешались наш попутчики – и дальше я занималась исключительно наблюдением и анализом психотипа.
… Обычно общение с такими дамами болезненно и в процессе, и по окончании — долго потом остается ощущение гадкого дребезжащего послевкусия, а тут… Я, как изучатель насекомых, внимала каждому слову нашей дамы, я увлеклась определением психотипа.
Я изучала его с самого начала разговора, но тут совсем ушла в наблюдение.
Первой была худенькая пожилая интеллигентная женщина, сидящая лицом ко мне, впритык слева от дамы:
— Да замолчите уже, все с вами понятно…
— (дама) Закрой пасть, старая идиотка! Почему ребенок жрет сливу?!!!
(Возраст — это болевое несомненное, женский возраст, ум и здоровье. Старая идиотка — аргумент против пожилого человека).
Хрупкая внешне старушка оказалось упругим собеседником:
— А вам до моего возраста — не дожить!)))
И тут у меня из-за спины раздался мужской рык:
— Сама закрой пасть! Жрет! Это – маленький ребенок! Не заткнешься, я сам маршрутку остановлю и сам тебя отсюда выкину!!!
Дама привстала, всмотрелась мне за спину и заорала:
— Закрой пасть, алкашня! Все вы здесь – алкашня…
Поднялся шум, в котором не разобрать уже ничего, и в этом шуме мы с Мусей доехали до нужного места, вышли, закрыли двери и пошли к переходу.
А маршрутка несколько минут стояла на месте и буря в ней продолжалась.
Я молодец. Я не особенно часто себе это говорю, но в данной ситуации я — молодец.)
… тихим голосом и самим своим невозмутимым существом смогла эту особу подстебать, причем она сама себя под этот стеб и подставила. У дамы страшные ногти и плохие манеры, у меня идеальный маникюр, невозмутимость, шляпа, очки, белый льняной пиджак и юбка льняная цвета охры в пол — слава нашему Девочковому марафону.
Еще я молодец, что не потратила своей энергии и не подкормила вот это вот чмище
и Мусю мимоходом научила.
Пока ехали, и когда дама начала кричать, Муся стояла в проходе, практически за моей спиной, возле тех мужичков. И я парураз привлекала ее к себе и шептала: «Пятый круг, помни про пятый круг!». А пока шли к ДК, мы снова обсудили, что есть люди из пятого круга –
Вот такая картинка использовалась в процессе объяснения.
Здесь в центре Муся, рядом с ней папа и мама,
Люди крайнего круга способны не только скандалить, ругаться или оскорблять – они способны на любые удивительные поступки, такая и попу из окна может показать, Мусечка, не удивляйся… Люди из крайнего круга, их слова, их поступки и их желания, и сами они целиком – не имеют никакой ценности.
… Вообще-то в теории 7 кругов, самый внешний
Для меня все люди — хорошие, эта врожденная особенность психотипа обычно делает меня беззащитной перед такими вот дамами. Все люди хорошие и в каждом есть потенциальная ценность. Я доверяю и огорчаюсь предательствам, я сотрудничаю — а люди уходят, хапанув блага и ничего не оставив взамен, я падаю, болею и начинаю с начала… и снова начинаю… с доверия.)
Но я расту.)
Из дневниковых записей.
А ведь еще есть маленькая Муся, которая (как и я) в силу характера тоже упорно будет считать всех хорошими и ценными людьми.
Муся.
Впервые про историю кругов я рассказала в апрельском Дневнике совы в колпачке – соседка наша забузила-запила, утратила самоконтроль — выслеживала. Когда Муся гуляет одна во дворе, распахивала свои окна, кричала ей гадости и запахивалась обратно.
Забузила она в отсутствии хозяина – сейчас хозяин приехал и она ходит по двору тихая, как мышь…
Но бог с ней, с соседкой – суть в том, что нам пришлось Мусе ее поведение объяснять, и объясняли мы с помощью Теории кругов.
И вот еще одна ситуация.
Едем мы потихонечку на репетицию, жарко, духота, маршрутка заполняется постепенно – и вот Муся уступает место хрупкой пожилой женщине и перебирается ко мне на колени. А сидим мы не на самых удобных местах – у самого выхода, там где сиденья напротив друг друга. Сразу за нами сидит группа загорелых мужчин, по виду строители, человек 6 наверное, и сидячих мест вообще уже не осталось. Едем, +26, душно, жарко…
И вдруг маршрутка кааак затормозит! Муся летит на впереди сидящую пассажирку, я следом за ней сползаю ей в ноги. Водитель ругается – оказалось что грузовик с прицепом, который ехал впереди, резко свернул направо, на второстепенную дорогу, а поворотников не показал. И наша маршрутка едва не влетела как раз в изгиб прицепа и основного кузова.
Едем дальше.
И вдруг женщина, сидящая напротив меня, достает пилочку и подпиливает ноготь.
Думаю, вот ее приплющило, бедную… Бывает же так, что возникает нестерпимое неудобство, которое нужно исправить. Подпилила и быстро пилочку в сумку убрала.
Едем… Мусю укачивает, видимо это реакция на падение… Снимаю ее с колен, ставлю в проход, достаю холодную сливу (только из холодильника). Прикладываем холодную сливу ко лбу, вроде становится лучше, Мусик начинает эту сливу посасывать.
И тут эта дама опять достает свою пилку (пилка, кстати, немаленькая — металлическая, на вид 15-20 см) – и снова начинает ногти подпиливать… Допилила один палец, принялась за другой.
— Вы это серьездно? – спрашиваю.
— Чтоо???
— Вы серьезно? Здесь, в машрутке, в духоте, ногти пилить?
— (очень громко) Чтооо тебе надо? Ты больная!!! Заткнись!
— Я здоровая! Уберите пилочку пожалуйста.
— Ты — больная!!!
— Я здоровая! Уберите пилочку пожалуйста, автобус затормозит и вы проткнете меня или ребенка.
(и тут она произносит слово, которое не укладывается в мой лексикон, мне и сейчас трудно его воспроизвести – не рожа, не хайло, ааа… пасть!) ПАСТЬ закрой!
— Уберите пилочку пожалуйста.
— А вот принципиально не уберу!
Здесь важно пронаблюдать, как талантливо и быстро эта дама ищет (и ведь находит), чем можно собеседника зацепить, и сразу же переводит акцент ли личность и проблемы собеседника, фактически раскручивая его на срач.
В разговоре я заметила это трижды по отношению к себе и успела увидеть парочку пассов к попутчикам.
Так, она с места в карьер зычно крикнула мне «Ты — больная», а мы находились вблизи крупнейшего онкологического центра, куда народ со всего Северо-Запада съезжается.
Еще, ее очень интересовало, есть ли у меня автомобиль и почему его нет. «Купи себе автомобиль и делай в нем что захочешь!» — кричала она, — Есть у тебя автомобиль? есть? есть?" После повторного такого вопроса и немного от этого ошалев (сесть за руль было в Марафоне планирования у меня, но на сегодня я не сделала ничего, хотя ЛМ мне мозги проклевал), я таки ей:
— У меня есть автомобиль. (вот любопытно — только что мы говорили о том, что пилка в салоне маршрутки опасна и — оп))) мы обсуждаем есть ли у меня автомобиль).
Даму торкнуло — она всплестнула руками и вся подалась вперед, и даже понизила тон:
— А почему же ты едешь — ЗДЕСЬ???
— Мне так удобно. (В отличие от нее я говорю вполголоса, сдержанно, и лишь мимика, вероятно, меня выдает — там смесь забавности, офигения и брезгливого любопытства к происходящему).
Тут в разговор включается девушка, сидящая рядом со мной, базовый логик, видимо: Опасность в том, что автобус сейчас резко затормозил, и это может произойти второй раз… и вот поэтому… Но ее ровный голос тонет в зычном окрике дамы:
— Закрой пасть, заткнись, а то хуже будет… Почему тут ребенок ЖРЕТ СЛИВУ? Жрет!!! Может я тоже боюсь, что ребенок упадет и штаны мне замажет? (одета наша дама в черные трикотажные бриджики и черную кофточку с напечатанными кружевами. Ребенок, вот мой третий болевой, куда можно бить).
Удивленно опускаю глаза вниз, на ее ноги.
— ( я, удивленно) Ваши. Черненькие. Штанишки?.. – я в шляпе и в очках, и считывать мои эмоции она может только с нижней половины лица.
— ОНИ — ЗЕЛЕНЕНЬКИЕ!!! – дама визжит и вскидывается и телом, и лицом… — Заткнись, закрой пасть!!! ЖРЕТ!!!
К слову, дама ехала не одна — рядом с ней сидел мальчик лет 10-ти, видимо внук, а сзади, где-то рядом с работягами, видимо дочь. Дочь была бэк-вокал: на каждую фразу, обращенную к матери, она кричала: «Закрой пасть, пасть!» и больше никакой информации не выдавала.
Больше ничего мне произнести не удалось, потому что в диалог вмешались наш попутчики – и дальше я занималась исключительно наблюдением и анализом психотипа.
… Обычно общение с такими дамами болезненно и в процессе, и по окончании — долго потом остается ощущение гадкого дребезжащего послевкусия, а тут… Я, как изучатель насекомых, внимала каждому слову нашей дамы, я увлеклась определением психотипа.
Я изучала его с самого начала разговора, но тут совсем ушла в наблюдение.
Первой была худенькая пожилая интеллигентная женщина, сидящая лицом ко мне, впритык слева от дамы:
— Да замолчите уже, все с вами понятно…
— (дама) Закрой пасть, старая идиотка! Почему ребенок жрет сливу?!!!
(Возраст — это болевое несомненное, женский возраст, ум и здоровье. Старая идиотка — аргумент против пожилого человека).
Хрупкая внешне старушка оказалось упругим собеседником:
— А вам до моего возраста — не дожить!)))
И тут у меня из-за спины раздался мужской рык:
— Сама закрой пасть! Жрет! Это – маленький ребенок! Не заткнешься, я сам маршрутку остановлю и сам тебя отсюда выкину!!!
Дама привстала, всмотрелась мне за спину и заорала:
— Закрой пасть, алкашня! Все вы здесь – алкашня…
Поднялся шум, в котором не разобрать уже ничего, и в этом шуме мы с Мусей доехали до нужного места, вышли, закрыли двери и пошли к переходу.
А маршрутка несколько минут стояла на месте и буря в ней продолжалась.
Я молодец. Я не особенно часто себе это говорю, но в данной ситуации я — молодец.)
… тихим голосом и самим своим невозмутимым существом смогла эту особу подстебать, причем она сама себя под этот стеб и подставила. У дамы страшные ногти и плохие манеры, у меня идеальный маникюр, невозмутимость, шляпа, очки, белый льняной пиджак и юбка льняная цвета охры в пол — слава нашему Девочковому марафону.
Еще я молодец, что не потратила своей энергии и не подкормила вот это вот чмище
и Мусю мимоходом научила.
Пока ехали, и когда дама начала кричать, Муся стояла в проходе, практически за моей спиной, возле тех мужичков. И я парураз привлекала ее к себе и шептала: «Пятый круг, помни про пятый круг!». А пока шли к ДК, мы снова обсудили, что есть люди из пятого круга –
самый крайний внешний круг — в категорию «Перед общением расстрелять». Эта категория не произносит ценных и значимых слов в отношении тебя, не говорит правды, ну практически существует в мире не людей, а где-то в мире рептилий.Муся логик, схемы она хорошо и четко принимает.
Вот такая картинка использовалась в процессе объяснения.
Здесь в центре Муся, рядом с ней папа и мама,
самые-пресамые близкие преблизкие, те, чье благополучие тебе кровно важно, твоя семья и очень близкие друзья в статусе семьи., и чем дальше от центра, тем меньше доверия к людям в процессе общения, и тем хуже качество самих этих людей.
Люди крайнего круга способны не только скандалить, ругаться или оскорблять – они способны на любые удивительные поступки, такая и попу из окна может показать, Мусечка, не удивляйся… Люди из крайнего круга, их слова, их поступки и их желания, и сами они целиком – не имеют никакой ценности.
… Вообще-то в теории 7 кругов, самый внешний
7 круг — злосные пидарасы, перед общением — сжечьНо для ребенка я сократила их до 5-ти.
Для меня все люди — хорошие, эта врожденная особенность психотипа обычно делает меня беззащитной перед такими вот дамами. Все люди хорошие и в каждом есть потенциальная ценность. Я доверяю и огорчаюсь предательствам, я сотрудничаю — а люди уходят, хапанув блага и ничего не оставив взамен, я падаю, болею и начинаю с начала… и снова начинаю… с доверия.)
Но я расту.)
Из дневниковых записей.
Экономия.Я расту, я учусь. Я благодарна человеку, который меня этому обучил.
Я перестала тратить столько энергии на людей: я смотрю на людей из 7-го круга как на тараканов в банке, и моя экстраверстность стала такая… точечная. Не вообще готовность к общению, а только по нужным МНЕ целям с нужными и как минимум нетоксичными людьми. Остальные все под контролем, но… как под стеклом — это круто, и понимаю, что не сам человек ценен, а качество общения с ним — это вообще новый уровень для меня, этому я учусь.
Продуктивность.
Я люблю чувство выполненной работы.
Если его нет, я себя не ощущаю, как бы без запаса энергии на следующий день, без цели, без вектора. Вот в этом смысле прилипший паразит и/или отсутствие поддержки и продуктивности идет как минус сколько-то процентов результата, а ценен каждый процент. Нацеленность на результат абсолютно исключает сотрудничество с человеком, в любой момент готового скатиться в истерики и скандализм. Такого человека мы выявляет и помещаем в дальний круг, где он не может навредить.
А ведь еще есть маленькая Муся, которая (как и я) в силу характера тоже упорно будет считать всех хорошими и ценными людьми.
Муся.
научи ее!
чтобы она не велась на шлак
пусть одной счастливой на земле будет больше
… ей поддержка нужна в ее умозаключениях.
Нормальный человек заслуживает нормального человеческого отношения, а если вот такое вот безудержное агрессивное насекомое — только как к саранче…
А еще — что твои внутренние правила и законы это стальные канаты, и тот кто ведет себя недостойно — недостоин и человеческого отношения. И следствие из этого — под человеческой вроде бы оболочкой скрывается обычный, девочки, гандон — вне зависимости от пола.
Про себя он/она в принципе уже имеет эту информацию (ему до вас ее неоднократно сообщили в аналогичных ситуациях), но натура его такова, что он пытается доказать себе се свое превосходство и офигенность, и делает это за ваш счет.
И вот ради этого нарушает ваши, вполне себе нормальные границы.
Так что отношение к такому как к неполноценному существу всего-лишь возвращает его в привычное ему состояние.
И делать это нужно максимально сдержанно, минимизируя контакт с таким товарищем — купировать создаваемую им опасность и транслировать свое отношение к нему как к несоответствующему поставленной планке существу. Транслировать то, что вы изначально понимаете, кто он такой — а для этого часто достаточно на него правильно посмотреть.
Мне вчера удалось.
— гимнастику с ребенком делать надо,
-если завели ребенка так им интересоваться нужно
Не принял во внимание, что Варя уже почти месяц ползает, может сесть сама, встает на ноги, если уцепится за что подходящее, сама залазит и вылазит из манежа, а ей еще 6 мес нет
Про кальций спросила нужно ли и дальше пить, в ответ
— вам че больше заняться нечем?
И под занавес — «О ребенке заботиться нужно, а не только за него деньги получать.»
Алина вышла расстроенная, я расспрашивать не о чем не стала, а зря, а то бы, наверное, зашла и подралась.
Я подумала, что диагнозов нам навешали. В такси тоже ехали молча, а дома рассказала, я тоже расстроилась, как могла ЛД утешала. Поменять врача не на кого, ну и жаловать не пойду. Но на следующий визит, думаю, зайти с ними и если, что подерусь.
У меня есть знакомая — она таких людей на раз два строит, мне аж завидно. У меня не всегда выходит
А дочка твоя умница. Уважаю!
Понятно, что это у врача проблемы, раз он так грубо разговаривает, но он на работе находится, а медицинскую этику и деонтологию никто не отменял. Нас этому учат, медсестер 3 года, а врачей 6-8 лет!
«Простите, у Вас по деонтологии в дипломе какая оценка?»
Вариант:
«Вам деонтологию в вузе преподавали?»
Спасибо, девочки, в коллекции будет ;)
Еще вариант: «Вам деонтологию КТО преподавал?»
Неплохие экземпляры в коллекцию шпилек :)
тоже возьму словечко в свой лексикон!!!
Ну, например, как к гигантскому говорящему таракану. Всем нам нужно учиться визуализировать.)
Надо взрослеть и понимать, что и такое возможно, рядом с нами много кто живет.
И помним про Шкалу тонов. Пока анализируем, обидки вспыхивать не успевают, а бесит таких вот товарищей именно невозмутимость: осознание факта, что за его косяками наблюдают, не реагируя.
Как вариант — можно пожаловаться. Написать заявление и отдать секретарю, забрать входящие. К таким деткам должно быть особенное отношение и повышенное внимание, врачей на их совещаниях акцентируют. Написать, что разговаривал грубо, с ребенком был небрежен и невнимателен, на обращенные к нему вопросы не реагировал… вам там на месте виднее, что написать… Как минимум, он сходит к заведующей на разговор… и если ваш случай не единственный, то тем более.
Про пожаловаться, мне вот лень наверное, сама себе попереживаю и забуду, но с хамством надо бороться и ставить на место таких. Если б не прошла мимо, глядишь со следующим были бы вежливы.
Спасибо, девочки, за варианты.
Может поймет что-нибудь…
Называйте как хотите, маятник, тренажер, но вот эта тема — врачи поликлиник — она личная для меня, как вы знаете, у меня муж в поликлинике работает. И я знаю о нагрузке и стрессе, которые врачи испытывают с поликлинике и в стационарах.
И нет, нет, никакого оправдания нет хамству врачей, хоть бы какие нагрузки они не испытывали.
Зацепила меня эта тема прям не по-детски)
Настолько психологически тяжела работа у человека, который лечит младенцев, что стресс снимать он может только хамя их мамашкам.((
Все может быть…
Я бы все же сигнализировала заведующей поликлиники о неэтичном поведении ее подчиненного. Ибо он заслужил.
Если нет энергетических ресурсов чтобы поставить хама на место, то надо уметь правильно реагировать. Ведь тот человек похамил и забыл, а мы потом по нескольку дней переживаем, сжигая свою энергию и возможно несколько дней своей жизни.
Надо учиться отстраняться, чтобы уйти и забыть. Всех людей не переделаешь, такие злые равнодушные люди встречаются часто.
Надо почитать про эти круги! Может и я какая нибудь какашка, а думаю что я тихая и спокойная!
редиской«не хорошим человеком».Но вот спустя дни, я думаю, может врач смотрел после родовую выписку Вари, а там про биомать есть вещи не очень понятные разумному человеку, а ЛД не сказала, что ОНА это не совсем ОНА. Вот он на нее и напустился. Мы решили, что из карточки уберем эти листки и будут они отдельно в сумочке, если врач попросит покажет.
Это про меня в этой ситуации.
ДЕТЯМ О ЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
Границы — тема для многих сложная и неисследованная. Допускать или не допускать к себе кого-то и насколько близко — порой бывает трудновато решить, особенно, если об этом почти не говорили в детстве. Чтобы внести немного ясности в этот вопрос, публикуем статью Инны Титовой — мамы, чей ребенок поставил все точки над простой картинкой, принесенной с уроков.
Удивительная вещь, значение которой частенько не могут объяснить взрослые люди, — личное пространство. Тема болезненная, поскольку стандартная система образования ей мало занимается, а потому и мы не знаем толком, как разговаривать о таком с детьми и даже как вести себя. Однако в американских школах учителя нашли решение этой замысловатой проблемы: на занятиях, посвященных личному пространству (азы sexual education), детям дается простая схема с кратким пояснительным текстом для родителей. Картинка раскрашивается на уроке и сопровождается подробным проговариванием ситуаций, которые могут повстречаться в жизни.
Такая визуальная инструкция рассчитана на детей 5–10 лет. Называется она «circles of relationships» — круги общения, круги отношений — и может помочь предотвратить сексуальное домогательство, физическое, психологическое насилие просто потому, что ребенок поймет, что происходит что-то неправильное.
Итак, фиолетовый первый и самый главный круг — это мы сами. Наше тело принадлежит только нам, и только мы сами можем решать, кто может к нам находиться близко, притрагиваться. И никто не должен делать это без разрешения. Если кто-либо из любого другого окружения причиняет нам дискомфорт (не важно — дедушка усадил на колени или мамина подруга требует «поцеловать тетю в щечку»), мы не должны стесняться сказать об этом — и сказать «нет», «стоп».
Это круг нашей семьи и тех, кого мы любим. Уважение, доверие и любовь — вот по этим признакам мы определяем, кто относится к этому кругу, кто наиболее близок нам. Но нужно помнить, что даже с теми, кого мы любим, мы не должны пренебрегать своим личным пространством и также сами должны уважать пространство наших близких.
Это «far away hug» — окружение. Круг наших друзей и тех, с кем нам нравится общаться. Дружба очень важна и включает в себя многие вещи. Например, совместные игры, разговоры, веселье и иногда дружеские объятия. Дружба всегда основывается на доверии, уважении. И такие проявления, как объятия, должны быть основаны на обоюдном согласии. Важно понимать, что не все дети в классе могут вести себя как твои друзья. И родителям следует проговорить с детьми — по каким критериям мы определяем друзей и, в свою очередь, как мы сами должны себя с ними вести.
Круг знакомых («wave circle», то есть те, кому мы машем рукой при встрече, с кем знакомы поверхностно и не слишком близки). Это могут быть дети в школьном автобусе, во дворе, спортивной команде, это могут быть друзья родителей. Обсудите с ребенком социальные нормы, разные типы знакомых и также правила безопасности. Разницу между близкими и просто знакомыми людьми. Дистанция в отношениях, которую и они и мы должны уважать.
Эти люди могут помочь нам, когда нам это необходимо, но они не наши друзья. Это учителя, воспитатели, полицейские, пожарные, медсестры и доктора. Обсудите с ребенком, в каких ситуациях у кого искать помощи. Необходимо подчеркнуть, что у этих людей есть опознавательные знаки, униформа, удостоверение и что они помогают в случае опасности.
Мы не знаем этих людей (даже если они говорят, что знают нас, — это не важно.) Не все чужие люди плохие, но поскольку мы незнакомы, то не знаем, плохой человек перед нами или хороший. Мы не доверяем незнакомцам. Мы не разговариваем с ними, не рассказываем ничего о себе или близких. Не отвечаем на вопросы. Никогда, никогда не идем с ними никуда и не садимся в машину. Мы не берем конфеты, не идем «искать собачку» и не помогаем найти улицу, потому что взрослые никогда не должны просить помощи у тех, кто младше и слабее их.
Это вкратце. С детьми раскрашивают эти круги, проговаривают разные ситуации, дают угадать, как правильно поступить в каждом из случаев. И сто раз говорят: если тебе некомфортно, ты должен сказать «СТОП», «НЕТ». Если кто-то ведет себя неправильно, по твоему мнению, ты должен рассказать другим взрослым — родителям, учителям. Никто не может прикасаться к тебе без твоего согласия. (Ты тоже не имеешь права вторгаться в чужое личное пространство без разрешения). И если тебя не поняли с первого раза, ты должен повторять и повторять, пока тебя не услышат, пока тебя не поймут и не помогут. Ты не должен искать решение сам, ты не должен скрывать, ты не должен стыдиться. Не бойся говорить. Не бойся спрашивать.