Наша жизнь делится на 4 этапа.



1. Подражание

Мы рождаемся беспомощными. Мы не можем ходить, говорить, питаться и даже платить свои чертовы налоги.

Детьми мы учимся жить, подражая взрослым. Мы учимся у них, как двигаться, разговаривать и т. п. Далее мы развиваем наши социальные навыки благодаря общению уже со сверстниками. И последнее: мы учимся приспосабливаться к культуре общества, к нормам, правилам и рамкам поведения.

Цель первого этапа — научить нас существовать в рамках общества, но в то же время быть самостоятельными единицами. Идея состоит в том, чтобы взрослые помогали нам достигнуть этого, обучая способности действовать самостоятельно.

Но некоторые взрослые просто идиоты. Они наказывают нас за независимость, не поддерживают наши решения. Поэтому мы не можем стать самостоятельными, нас просто забивают, и мы надолго застреваем на этом этапе подражания.

У нормального человека стадия подражания должна закончиться в подростковом или юношеском возрасте. Но у некоторых она продолжается и во взрослой жизни. А есть такие, которые однажды утром, в 45 лет, осознают, что они всегда жили гребаной чужой жизнью.

2. Самопознание

Если на первом этапе мы учимся жить внутри общества, то на втором мы уже ищем, что же нас отличает от этого самого общества, мы хотим быть уникальными.

Самопознание — это эксперимент. Эксперимент с профессиями, с окружением, с местами проживания и вообще с ролями в этой жизни. Некоторые из них подходят, некоторые — нет. Цель в том, чтобы найти свое. А чтобы найти, нужно всегда искать.

Второй этап длится до тех пор, пока мы сами не начинаем устанавливать собственные ограничения. Ограничения — важная штука. Нужно понять, что наше время пребывания на этой планете ограниченно и мы должны потратить его на самые важные вещи и на действительно стоящих людей.

Но есть люди, которые по-настоящему застряли на стадии самопознания. Они проводят большую часть времени, убеждая себя в противоположном, думая, что у них полно времени. Это те, кто в 38 живут с мамочкой, уверяя, что вот-вот их бизнес попрет; или «будущие звезды», которые еще ни разу и на прослушивании-то не были; или те, кто не могут находиться в долгих отношениях, потому что думают, что настоящая любовь их ждет впереди.

Обычно этап самопознания длится весь второй десяток жизни человека, примерно до 30–35. Людей, которые застряли на нем, называют страдающими «синдромом Питера Пэна» — это вечные подростки, которые всю жизнь ищут себя, так и не добиваясь никаких результатов.

3. Реализация

Как только мы закончили стадию экспериментов и нашли то, в чем мы по крайней мере не ужасны, мы понимаем: теперь пора оставить свой след в этом мире.

На третьем этапе мы концентрируемся на самом главном: убираем друзей, которые истощают и сдерживают нас, вычеркиваем занятия, которые являются бессмысленной тратой времени, стираем мечты, которые заведомо несбыточны. Теперь наше внимание обращено только на то, что действительно важно для нас. Это наша миссия, и мы должны ей следовать.

Вот что беспокоит нас на этом этапе: что я оставлю после себя? каким меня запомнят люди? как я повлиял на этот мир? Нужно добиться чего-то такого, чтобы будущие поколения могли ответить на эти вопросы.

Обычно эта стадия начинается в 30–35 лет и заканчивается в предпенсионном возрасте, когда мы осознаем, что не успеем воплотить все свои амбиции. И времени не хватит, да и физические силы на исходе.

4. Наследие

Мы переходим на этот этап уже с полувековым жизненным опытом за своими плечами. Чего-то мы добились, чего-то — нет. В любом случае, мы достигли возраста, когда наша энергия уже не позволяет нам двигаться к своим целям так же стремительно, как раньше.

Этот этап очень трудный в психологическом отношении, потому что нас постоянно преследует ощущение собственной смертности. Всем людям нужно чувствовать, что их существование не бессмысленно. Убеждение, что в жизни есть смысл, — это практически единственная наша защита от мыслей о смерти.

Цель этого этапа — осознать, что у вас есть наследие. Это что-то, что не подвластно влиянию смерти. Что-то, что будет существовать без вас. Это могут быть дети, ученики, профессиональные проекты, открытия, политические взгляды и так далее.

В чем смысл этих этапов?

Смысл в том, что с каждым этапом мы можем больше контролировать свою жизнь, а главное — свое счастье.

На первом этапе наше счастье зависит от других людей. На втором — мы постоянно экспериментируем, переживаем потери и неудачи. На третьем мы уже более счастливы, но не успеваем этим насладиться. И, наконец, на последнем, мы довольствуемся плодами предыдущих этапов и имеем лишь одну задачу — продержаться как можно дольше.

На каждой последующей стадии счастье все больше начинает основываться на внутренних, управляемых ценностях и меньше — на внешней стороне постоянно меняющегося мира.

Следует отметить, что переход на следующий этап никогда не бывает мгновенным. Иногда мы можем находиться в промежутке между двумя стадиями, когда нам близко и то, и то. Но рано или поздно мы окончательно переоцениваем свои жизненные приоритеты. Поэтому при переходах мы можем потерять некоторых людей из своей жизни. И это логично — нужно всегда двигаться вперед, окружать себя лишь стоящими людьми и помнить, что время лимитировано.

по материалам © Марк Мэнсон.

6 комментариев

agrestis
Странная статья, если честно. Пойду погуглю кто этот Марк Мэнсон. Похоже на мотивацинное словоблудие)
Хочешь поделюсь этапами формирования и развития личности с точки зрения академической психологии? Я по этой теме реферат писала весной)))
У этого парня, если это он сам додумал — мысли схожие с этапами становления личности, но он их назвал этапами жизни. Про этапы жизни я помнишь писала зимой.
В общем интересное мнение, но я бы не была так категорична, особенно странна мысль о том, что смысл в том.чтобы контролировать счастье. «На каждой последующей стадии счастье все больше начинает основываться на внутренних, управляемых ценностях и меньше — на внешней стороне постоянно меняющегося мира.» Мне кажется счастье основывается не на этом. Это непродолжительное ощущение, и может наступить даже от поедания вафельки )))
0
owlincap
Само по себе мнение интересное.)
Каждый среагирует на свое, меня более всего зацепила мысль о гармоничной и естественной периодизации жизни, через которую не перепрыгнуть, о постепенном вхождении в ресурсное состояние, если живешь правильно — я бы не называла то, о чем в статье идет речь собственно счастьем, это именно благополучие и ресурсное состояние.

Хочешь поделюсь этапами формирования и развития личности с точки зрения академической психологии?
Света, конечно и обязательно! Я еще тогда говорила тебе — предстоит множество интересного.)))

А вот это реально так… я так думаю, здесь совсем не про вафельку речь.)))
Впрочем, каждый из живущих имеет шанс проверить, так ли это или не так, и какие открытия ждут нас на следующем витке.
«На каждой последующей стадии счастье все больше начинает основываться на внутренних, управляемых ценностях и меньше — на внешней стороне постоянно меняющегося мира.»
Комментарий отредактирован: 24 июня 2018, 16:10 (3 раза)
0
agrestis
Да понятно, что вафелька — это метафора)
Я имею ввиду, что счастье в принципе это состояние не зависящее ни от каких витков или определенных жизненных этапов, и уж тем более не согласна с тем что счастье на первых этапах исключительно на внешней стороне жизни. Но это имхо, естественно)

пс: но вот скажи, как ты думаешь, поедание вафельки (не запихивание в себя, а вот именно поедание с удовольствием и осознанием) — это это счастье внутреннее или навязанное внешним миром?
Комментарий отредактирован: 24 июня 2018, 16:11
1
owlincap
счастье в принципе это состояние не зависящее ни от каких витков или определенных жизненных этапов
Это и не оспаривается. Суть в качестве этого состояния, его причинах и источниках. Вероятно, что на каждом жизненном этапе у этого стостояния свои причины и своя плотность.
… в детстве мы внезапно счастливы, получив пупсика или вафельку. С возрастом этого становится недостаточно, а потом «вафельки» переходят в чек-лист с припиской «расходники».
Комментарий отредактирован: 24 июня 2018, 16:20 (2 раза)
0
Stefaniy
А мне понятна статья.Эти этапы перекликаются с периодами жизни, когда действуют те, или иные планеты с астрологической точки зрения.Там немного другие периоды, но та же.Про счастье, я подумала, что это может быть издержки перевода.Речь не о счастье в общепринятом понятии, а о самом смысле жизни, внутреннем росте, самоосознания.
Мне кажется счастье основывается не на этом. Это непродолжительное ощущение, и может наступить даже от поедания вафельки )))
Не об этом, статья, ну как я поняла.
поедание вафельки (не запихивание в себя, а вот именно поедание с удовольствием и осознанием) — это это счастье внутреннее или навязанное внешним миром?
Для меня, однозначно, навязанное.
с тем что счастье на первых этапах исключительно на внешней стороне жизни
В нашем материальном мире мало, кто задумывается о своем внутреннем мире и подсознании, и часто дело даже не в возрасте и этапах, многие так и не переходят в следующий.Даже то, как мы здесь совместно учимся чувствованию внутреннему.Мы не для показа делаем уборку и рукоделие, а потому, что так мы черпаем ресурсы для более духовных вещей, познаем дзен, любим себя и т.д.
Вот об этом мы здесь.
Суть в качестве этого состояния, его причинах и источниках.
в детстве мы внезапно счастливы, получив пупсика или вафельку.
А в подростковом и молодом возрасте мы очень сильно ориентируемся на внешний мир.Сначала нам важно, как нас оценивают, потом мы хотим удивить других материальными благами.В социуме, те, кто не такой, обычно бывают изгоями, ботанами, серыми мышами и т.п.И повторюсь, очень многие застревают на этом этапе.
1