Психология личности. Структура.
В современной отечественной психологии принято следующее понимание структуры личности:
1) потребностно-мотивационная сфера;
2) эмоционально-волевая сфера;
3) сфера самосознания.
Потребностно-мотивационная сфера включает в себя систему мотивационных образований личности – потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы. Данный комплекс мотивационных образований составляет направленность личности. Если говорить именно о мотивах и потребностях в контексте личности (а не индивида, т. к. индивид тоже обладает потребностями и мотивами), то здесь необходимо выделить, в первую очередь, иерархичность мотивов и наличие нравственных и социальных мотивов как реальных побудителей активности человека.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.
Это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся следующих формах направленности:
При столкновении социальных, нравственных и личных мотивов у человека возникает внутриличностный конфликт (борьба мотивов), требующий урегулирования. Это понимается как противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п.
Если в борьбе мотивов верх берут непосредственные побуждения, это не волевое поведение. Если побеждает сознательно поставленная цель – волевое.
Эмоционально-волевая сфера включает в себя эмоциональные и волевые процессы и осуществляет регуляцию мотивов. Волевые усилия всегда необходимы там, где личность пытается урегулировать свою систему мотивов, особенно в ситуации «конфликта мотивов».
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности.
Эмоциямисчитают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.
Чувство — это наиболее сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
Моральные, или нравственные, чувства — это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. Они переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.
Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве.
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации (вовлеченность в интересующее поведение) и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
Основные признаки волевого акта:
________________________________________________________________________________________________
О самосознании подробно поговорим в следующем посте.
1) потребностно-мотивационная сфера;
2) эмоционально-волевая сфера;
3) сфера самосознания.
Потребностно-мотивационная сфера включает в себя систему мотивационных образований личности – потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы. Данный комплекс мотивационных образований составляет направленность личности. Если говорить именно о мотивах и потребностях в контексте личности (а не индивида, т. к. индивид тоже обладает потребностями и мотивами), то здесь необходимо выделить, в первую очередь, иерархичность мотивов и наличие нравственных и социальных мотивов как реальных побудителей активности человека.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.
Это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся следующих формах направленности:
- 1) влечение – малодифференцированное, смутное стремление направленное на какой- либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие чётко понимаемой, осознанной цели;
- 2) желание — более высокая форма направленности, при которой человек осознаёт то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления;
- 3) стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
- 4) интерес – ещё более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию;
- 5) склонность – стремление к определённой деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы;
- 6) идеал – форма направленности, воплощённая в определённом, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить;
- 7) мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе;
- 8) убеждение – высшая форма направленности личности – это система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
При столкновении социальных, нравственных и личных мотивов у человека возникает внутриличностный конфликт (борьба мотивов), требующий урегулирования. Это понимается как противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п.
Если в борьбе мотивов верх берут непосредственные побуждения, это не волевое поведение. Если побеждает сознательно поставленная цель – волевое.
Эмоционально-волевая сфера включает в себя эмоциональные и волевые процессы и осуществляет регуляцию мотивов. Волевые усилия всегда необходимы там, где личность пытается урегулировать свою систему мотивов, особенно в ситуации «конфликта мотивов».
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности.
Эмоциямисчитают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.
Чувство — это наиболее сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
Моральные, или нравственные, чувства — это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. Они переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.
Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве.
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации (вовлеченность в интересующее поведение) и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
Основные признаки волевого акта:
- а) приложение усилий для выполнения волевого акта;
- б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
- в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
- г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
________________________________________________________________________________________________
О самосознании подробно поговорим в следующем посте.
Похожие публикации
Психология личности. Фазы развития.
Психология личности. Этапы формирования.
Вот эти правила.Читать внимательно,несколько раз,осознать!
Нет комментариев