Лисенок. Выращивание художественного вкуса в отдельно взятой девочке или нужен ли девочке огромный гардероб.

Сейчас Лисенок будет хвастаться. Да. Ни на что другое это не похоже. Но на самом деле это не только то, на что это похоже. Просто назрела необходимость подвести промежуточные итоги одного… Назовем это проектом, наверное?.. Так почему бы не сделать этого публично, тем более, что похвастаться тоже хочется? :j
Когда у меня появился на свет мальчик, я упустила в его воспитании много важных моментов, одним из которых было развитие умения одеваться. В смысле, не то умение одеваться, когда сам штанишки натягиваешь — а умение сочетать цвета, интуитивно выбирать, что с чем можно надеть, внутреннее чувство стиля. К моменту рождения дочки я осознала свою ошибку. Хорошо, что старший — мальчик. Мужчине обществом позволено не слишком хорошо ориентироваться в гардеробе. Лучше, конечно, чтоб ориентировался, но все же ему простят больше, чем не умеющейся одеваться девушке.
Когда у меня родилась дочка — я решила, что с ней подобной ошибки я не допущу. Ни за что. И принялась за дело.
Развитие художественного вкуса решила вести в нескольких направлениях:

Направление первое, назовем его "Интуиция в подборе цвета и стиля". Месяцев с девяти (а может, и с шести?) ребенку предлагался выбор — что же надеть? Поначалу к розовой маечке предлагались три оттенка розовых носочков. К голубому платьицу с белой оторочкой — два оттенка голубых и белые. И в том же духе. Не ленились перемерить — и девочка перед зеркальцем сама должна была выбрать, какие лучше всего (мерить все подряд дочери очень нравилось, с ребенком, который снимать-надевать одежду не любит, это могло не сработать). Выбор ребенка не обсуждался — ей виднее. Примерно к полутора годам дочь начала уверенно выбирать максимально близкий оттенок. Тогда мама хитро ухмыльнулась — и стала выдавать контрастные наборы. Игра продолжилась уже с новым интересом. Тогда же, лет до трех, ребенку предлагалась акварель. Дочь не рисовала сюжетов, ей нравилось сочетать краски. Разные. Я же подсовывала все новые и новые сочетания. Еще раз подчеркну, что выбор дочери никогда не осуждался. Моей задачей было предложить ей правильный набор, из которого можно выбирать. Причем чем старше она становилась — тем больше был выбор. На данный момент (6,5 лет) она выбирает из всего гардероба, никаких рамок я ей больше не устанавливаю. Иногда сочетания кажутся мне спорными — но результат неизменно удачен.
Теорию цвета (простой цветовой круг и т.п.) я начала давать ей только в пять лет. Классические сочетания цветов, установки «красный с зеленым не сходится» не даю вообще, чтоб не испортить интуицию и не загнать в жесткие рамки. Планирую заняться этим лет в 10-12, не раньше.
Лет с трех стала давать ей мини-задания по формированию образа. «Ковбойша», «Девочка-цветочек», «Принцесса», «Лиса», «Мяу», «Морячка» — образов масса, и нарядиться дочь должна была сама. Обратная задача — дать имя получившемуся образу. Любой удачный образ получал свой собственный идентификатор. Обсуждали, как именно меняется та или иная вещь в зависимости от того, какие аксессуары к ней прилагаются.

Направление второе: "Дресс-код" или «Уместность». С рождения я старалась одевать девочку согласно случаю. У нее всегда были тряпочки, которые не жалко (рисовать, лепить, пачкаться), тряпочки на выход — в театр, кино, на концерт, тряпочки для прогулок (а впоследствие — для детского сада) плюс «бальное» платье — для торжественных случаев. Данные части гардероба я старалась не пересекать между собой. Тут ненавязчиво выдавалась теория. Куда мы сегодня идем? В гости. Что мы там будем делать? Играть? Надеваем вот это, это или это. И возьмем с собой вот эту маечку — вдруг захочется порисовать. А сегодня — в театр? Где у нас наши платья для похода на концерт? Вот они. Какое наденем?
В рамках этого же направления мы занимались (и занимаемся) анализом нарядов знакомых и незнакомых людей. Например, придя в театр и увидев там мальчика в растянутых трениках, мы не забывали обсудить, что он несколько ошибся в выборе одежды (я стараюсь делать это максимально корректно). Также всегда стараемся заметить и обсудить встреченные удачные образы.

Направление третье: Самостоятельность. Выбор девочки никогда не осуждался. Кроме того, она всегда принимала участие в создании своего гардероба. Нравится вещь? Берем. Не нравится? Ну что поделать, а мне вот приглянулась. Но раз носить тебе — не берем. При шитье — я всегда прислушивалась к ее пожеланиям, а лет с четырех придумывать фасоны и варианты отделки стала уже она. У нее, кстати говоря, уже свои фишки появились — например, разноцветные пуговицы. Мне бы и в голову не пришло — а смотрится потрясающе. Что интересно: несмотря на то, что она очень любит розовый цвет, наиболее удачно ей удаются яркие контрастные сочетания чистых цветов, а вовсе не розово-пастельные тона. Парадокс :). Важно то, что я только направляю, выбор всегда за ней. Я имею право высказывать свое мнение, но фраза «во что это ты вырядилась, тебе вообще не идет, сними немедленно» в нашем доме запрещена. Твердость подобного рода я проявляю только в вопросе здоровья (когда моя дочь требует надеть кепку в +2 или теплый свитер в +25).
На данный момент дочь сама высказывает пожелания, что именно ей хотелось бы видеть в своем гардеробе. Когда я шью — все, начиная от выбора ткани и заканчивая мелкими детальками, я обсуждаю с ней. И шью так, как придумала (или одобрила) она. С января дочь садится за машинку сама. Школьную форму она будет шить самостоятельно под моим руководством (кроме раскроя, потому как раскройные ножницы она еще просто не удержит, и сложных деталей).

Направление четвертое (главное): Уверенность в себе. С рождения дочери внушается, что она прекрасна. При этом понятие красоты не фокусируется на чертах лица или фигуре. Исподволь внушаю, что некрасивых людей вообще не бывает. Части, из которых складывается красота и очарование: чистота (гигиена, уход за собой, здоровье), характер (сюда входят доброта, манеры, поведение, настроение), умение себя украсить (сюда и гардероб и макияж и прически), и только потом врожденные внешние данные.
Каждый удачный образ фиксируется на фото, члены семьи никогда не забывают сказать, что дочь выглядит отлично. Мир подтягивается и подтверждает. Забавный момент: в детский сад мы пошли в два года. Ну что там, в ясельной группе — все девочки в трикотажных тряпочках «чтоб не жалко — все равно испачкают» и с хвостиками. Моя дочь всегда входила в группу в платье (каждый день другое — благо их было десятка четыре, мы с бабушкой слегка увлеклись), с прической (косы, хвосты — каждый раз что-то новенькое), с бантиками. Была там девочка, которая всем давала характеристики (Это Ваня, он дерется. Это Ира, она танцует). Месяца через два «Это Алена, она варит кашу» сменилось на «Это Алена. Она красавица». Мамы подтянулись. Девочки в группе стали хорошенькими — появились и платья и прически. И моей девочке было крайне полезно почувствовать себя законодательницей мод (а уж я не забыла ей этот момент отметить (как и очарование ее подружек) :)). Потом мы перешли из первого садика во второй. Там задача усложнилась — в одну группу попало сразу три красавицы. И одна из них — не слишком любящая соперниц. Появился тренажер. Было сложно, поскольку у нас появились фразы «А вот подружка говорит...», «А у подружки...». Постаралась дать дочери понять, что они с подружкой совершенно разные — моя дочь тоненькая — подружка крепенькая. Моя дочь светло-русая, подружка — шатенка. У моей волосы — гладкий шелк, у подруги — вьющиеся локоны. Им не могут подходить одни и те же вещи, если нравится что-то, что есть у подружки — надо сначала обдумать, подойдет ли это тебе самой. Попытки же подружки обесценить образы моей дочери «Нет, это не красиво», столкнулись с уже прочно сформированной уверенностью в себе (я красавица, мой образ удачен, я это вижу, это подтверждают все, кроме подруги — что происходит?!). А на вопрос «Что происходит» отвечала уже я. Очень помогают мальчики из группы, которые не стесняются отвешивать девочкам комплименты килограммами.
На данный момент дочь в принципе не сомневается в себе, она прекрасна всегда. А если испачкалась — то легкое помутнение ее сияния не слишком страшно, главное, сменить наряд при первой же возможности. При этом она с удовольствием замечает удачные наряды подруг — и не забывает им говорить, что сегодня они выглядят «просто супер» :). А если кто-то говорит ей, что она одета некрасиво, то дочь сначала проверяет себя на испачканность и наличие прорех в одежде, затем обдумывает заявку — и делает вывод. Слышанные мною варианты выводов: «Наверное, этот мальчик не любит красный цвет», «Или ее опять укусила зависть, или у нее что-то со вкусом случилось», «Наши с ней вкусы не похожи. Но это не страшно». То есть, она допускает, что может кому-то не нравиться, и не видит в этом ничего страшного, главное, что себе она нравится. И это именно то, чего я добивалась.

Направление пятое: Материальная база. Минимализм? Не в данном случае. На минимализме интуицию не наработаешь. Поэтому гардероб моей дочери всегда был больше, чем у всей остальной семьи, включая бабушек. 47 платьев? Легко! Десяток брючек, не считая трикотажных штанов? Запросто. Сундук резинок для волос? Заверните два, пожалуйста. Подтяжки, платочки, панамки… Обувь (тут сколько удавалось себе позволить, но не менее двух пар на сезон)
… И зеленые шнурки!.. ©
Сейчас, ее гардероб уменьшился в разы. Полтора десятка платьев (включая торжественные, часть из них донашивается, скоро уберем), пять рубашек, один небольшой ящик трикотажных верхов (топы, майки, водолазки), один ящик штанов (трикотаж, пяток брюк, шорты), три юбки. Зимние куртка+комбинезон. Демисезонные куртка+комбинезон. Четыре летних верхних одежки (кардиган, пончо, две разного цвета ветровки, в планах к пошиву толстовка и плащ-дождевик). Две пары кроссовок, босоножки и парадные босоножки к конкретному платью (достались нам комплектом, не подходят больше ни к чему — оччень специфический оттенок). Дочь примерно понимает, что именно ей нужно, интуиция уже имеется, для ее прокачки требуется намного меньше тряпочек. Зато хорошо увеличилось количество аксессуаров. Думаю, тенденция к сокращению гардероба будет продолжаться, поскольку она уже понимает, что именно ей нужно и с чем она это будет сочетать. Вещи в основном шьются (покупных остается все меньше), причем шьются сразу капсулами, либо «вдогонку» к существующей капсуле. Опять же очень много аксессуаров.
Интересный эффект от вышеизложенного воспитания пронаблюдала при планировании школьной формы. На вопрос «Что будем шить?» девочка спланировала гардероб из десяти предметов (это без учета аксессуаров) — три жилета, три юбки, два сарафана, пиджак, брюки. Ну или сарафан один, брюк двое. Из трех разных тканей (синяя основа, красно-синяя клетка и серая или голубая клетка). Добавим к этому не менее пяти блузок-рубашек-водолазок (по одной на каждый день, в воскресенье стирка) и аксессуары (подтяжки, галстуки, ремешки, бантики в волосы). То есть, девочка даже не рассматривает вариант «Школьная форма = Сарафан + Брюки на случай холода». Ей даже в голову такое не пришло. Она осознает, что ей придется бОльшую часть года ходить в школьной форме — поэтому гардероб переориентируется на школу, поскольку отказывать себе в праве быть красивой и одеваться со вкусом девочка не намерена. При этом она не собирается зависеть от количества денег и магазинного ассортимента (она уже давно усвоила, что за цену одного платья из магазина можно сшить три-четыре штуки подобных, причем они будут гораздо интереснее). В общем-то, примерно к этому стилю мышления я и старалась ее привести. Результат мне нравится. Следующий запланированный этап — обучение самостоятельному пошиву и моделированию одежды. Чтобы ее фантазию и вкус вообще бы ни что не ограничивало.

15 комментариев

Ninelle
Лена! Какая ты мудрая мама, просто умница, браво!
Комментарий отредактирован: 16 мая 2019, 10:38
2
Littlefox
Спасибо, солнышко!
1
Bogdanalina
Следующий запланированный этап — обучение самостоятельному пошиву и моделированию одежды.
Ей есть на кого равняться и я думаю все пройдет успешно)))
1
Littlefox
Она очень этого хочет :)
0
Stefaniy
Восторг! спасибо, что поделилась! Вы уникальные девочки:*
1
Littlefox
Да-а, мы такие :) :) :) %)
0
ymochka
Леночка, вы такие умники! Я даже и не предполагала, что так можно. Ты мудрая, терпеливая, замечательная мама.
1
Nati
Сегодня читала три топика разных мам.Какие разные истории, но такие все прекрасные мамы.Маришик, Лена, Анечка! Я вас очень ОБОЖАЮ и УВАЖАЮ, горжусь вами, девочки!
2
owlincap
А ты какая мама!!! %)
Про себя не забудь!!:**
2
Nati
Я оручая, только что это доказывала.Брюки «розочкой» посреди комнаты, рядом белая рубашка.
1
Littlefox
А я не оручая? Я ору так, что стекла звенят и птицы из соседнего сквера откочевывают :) :) :) И да, по той же причине :) Сын реально может достать штаны из-под стола — и надеть. А потом опять под стол их. Розочкой :).

Так что, да, про себя не забывай :) Я ваши топики тоже читаю и восхищаюсь, очень многие приемчики на ус мотаю :)
2
Marmeladka
Это потрясающе! Даже предположить не могла, что можно так продуманно и системно подойти к формированию вкуса ребёнка. Лена, браво!
1
Littlefox
Бессистемно не вышло, пришлось продумывать. Результат бессистемного развития вкуса — сын полностью скопировал консерватизм отца в выборе цвета (одевается не ярко) плюс преимущественно выбирает вещи комфортные в носке и неубиваемые в уходе. Эксперименты не приветствуются, оригинальность порицается :)
Комментарий отредактирован: 19 мая 2019, 12:27
1
Lorik
Лена, какая же ты молодец! Очень жаль, что меня вот так не воспитывали в детстве, хорошо, что сейчас есть в окружении люди, которые заставляют меня мерить непривычное, и я потом с удовольствием это ношу)
1