Лисенок. Как я дочку читать учу

каталог

Может, пригодится кому :).

Итак. Захотел Лисенкин детеныш читать научиться. Год назад она уже этого хотела, да как-то неактивно хотела. Забросили. А вот нынче прямо с удовольствием. В общем, сложилась некая система, которую я сейчас и изложу.
Итак, нам пять лет и мы учимся читать.


Методический материал:
1. Буквы пластмассовые. Если удастся добыть двухцветные (красные гласные, синие согласные) — идеально. К сожалению, у нас в магазинах продают странные наборы, где согласные почему-то двух цветов: желтые и синие, причем непонятно, по какому принципу они распределены — я поняла только что все сонорные желтым выделены, но ведь не только они! В общем, сидела и перекрашивала всю желтизну акрилом в синий цвет, а они ведь еще и облазят…
У меня такая:


2. Карточки для чтения.
У меня — наборы от Айрис-пресс
«Жук»: Чтение по буквам односложных слов. Твердые согласные, несмягчающие гласные А О У Э Ы
«Лев»: Чтение по буквам односложных слов. Твердые и мягкие согласные, смягчающие гласные Я Ё Ю Е И
«Кошка»: Чтение двухсложных слов по слогам
«Собака»: Чтение трехсложных слов по слогам
«Лиса»: Чтение словосочетаний. Я карандашом добавила разделение на слоги длинных и сложных слов (от трех слогов и больше и слова, где несколько согласных идут друг за другом).
«Ёжик»: Чтение трехсложных предложений. Я карандашом добавила разделение на слоги длинных слов (от трех слогов и больше и слова, где несколько согласных идут друг за другом).

3. Букварь (Букварь Жуковой или старый советский букварь), у меня оба :). Наверное, подойдут и другие буквари, я их просто не смотрела.
4. Схемы слогов из советского букваря (нарезаю сама из картона) — зеленые треугольнички и квадратики для мягких согласных, синие для твердых, красные для гласных.
Полностью исключаем любые игрушки и прочие компьютерные игры, которые называют буквы не звуками (БЭ, ЭМ и прочие КА), чтобы не путать ребенка. Все согласные называем только звуком.

Уровень 1: Знакомство с буквами.
В первый день даю две буквы: гласную и согласную. На следующий день — согласную. Начали мы с М+А, потом Л. Потом К+О, потом Т.
В результате в первый день мы составляли из букв не просто слоги, а слова: мама, ам. На следующий день добавилась лама, Алла, мал. В четвертый день уже писали мини-тексты типа «Кто там? Там кот!». Быстрый результат ребенка захватил — не оттащишь :). Карточки, состоящие из изученных букв, добавляла по мере изучения (сразу разложила по программе).
Сначала вводим все твердые согласные и гласные А О У Ы Э, потом — мягкие согласные и смягчающие гласные и мягкий знак. Объясняем разницу между твердым и мягким согласным звуком, показываем согласные парами (А — Я, О — Ё). У нас смягчающая гласная — это «младшая сестренка», поэтому предыдущую согласную надо читать правильно. А мягкий знак бедняжка, у него старшей сестры нет… Очень ему сочувствуем :).
Типичные задания занятия первого уровня:
— Достать из мешочка изученные буквы. Поздороваться с ними, назвав их по имени. Никаких Ка, Эм, Же. Только звуки: К, М, Ж.
— Мама составляет слова. Ребенок читает.
— Ребенок составляет слова. Мама читает.
— Ребенок составляет слова под диктовку мамы.
— Составить слово из карточек, прочитать. Выложить это же слово из букв. Убрать карточки, прочитать слово.
— Изменить слово (Кот-ток, Кот-кит, мало-мыло). Посмеяться вместе.
— Составить предложение или словосочетание из изученных букв.
— Написать слово под диктовку или переписывая с карточки или переписывая с составленного из букв.
— Изобразить букву своим телом (или из пальцев). Тут можно ухохотаться. И да, мне до моей циркачки далеко. Я не могу изобразить букву Ч или У с помощью ноги…
— Уложить уставшие буквы спать, назвав их по именам. Если ребенок называет букву неправильно — мама его поправляет, а буква складывается не в мешочек, а в кучку неубранных букв. И так, пока не повторит верно :) В результате плохо запомненные буквы повторяются больше раз, чем хорошо запомненные.
Одно занятие — не более 15 минут (если увлечется — то не более 20), все задания в одно занятие не впихиваем, неизменным остается только укладывание букв спать, на него уходит до 5 минут.

Уровень 2: Чтение по слогам.
Вводим, когда изучено не менее двух третей букв.
Оставляем карточки «Жук» и «Лев», добавляем к ним сначала «Кошка», потом «Собака». Важно! Все буквы добавленных карточек должны быть изучены.
К заданиям добавляем:
— чтение с карточек по слогам.
— Деление составленных слов на слоги.
— Использование схем из букваря (составили слог, под ним выложили схему).
— Чтение коротких текстов из букваря, расчерченных на слоги.
— Чтение коротких текстов, составленных мамой.
— Написание словосочетаний и предложений.
Начинаем обращать внимание на слитное чтение слогов. Начинаем со слитного чтения прямых и обратных открытых слогов из двух букв, (МА-МА, ОК-НО), потом переходим к трехбуквенным слогам (КО-Ш-КА, ЛА-М-ПА), потом сливаем чтение трехбуквенных слогов (КОШ-КА, ЛАМ-ПА). И уже затем работаем со слогами, где согласная стоит перед слогом: (К-РАС-НЫЙ). Слоги складываются из букв в уме, вслух произносится только слог.
На этом уровне можно начинать читать большие предложения, только все слова должны быть расчерчены на слоги :). Можно добавлять карточки «Лиса» и «Ёжик», расчерченные на слоги но следить, чтобы все буквы в этих карточках были известны.
Длительность занятия — 15-25 минут, в зависимости от того, как у ребенка настроение-состояние. Не более получаса, даже если очень увлечен! Обязательно сменяем в ходе занятия вид деятельности.

Уровень 3: Чтение текстов по слогам.
Все буквы изучены. Все буквы уже изучены, карточки «Жук» и «Лев» убираем, карточки «Кошка» и «Собака» — фильтруем (убираем простые, которые ребенок читает уверенно и легко). Основной упор — на карточки «Лиса» и «Ёжик».
Из букв составляем только сложные слова (не меньше трех слогов) и предложения, можно отдать буквы в самостоятельную игру — на «внеурочную деятельность». Основная работа идет с короткими текстами.
Ищем в сети, сочиняем сами короткие (до трех предложений) тексты, печатаем их крупным шрифтом (не менее 18). Все тексты расчерчиваем на слоги. Когда при чтении ребенок перестает забывать начало длинного слова, можно переходить к чтению книг. Рекомендую короткие, не более одной страницы, рассказы Сладкова, Носова, Драгунского, сказки (да, книгу тоже расчерчиваем :) :) :)). Шрифт в книге должен быть крупным. Иллюстраций — в меру (чтобы не слишком отвлекали). Не брать супериллюстрированные тексты, где буквы расположены на цветном фоне или на фоне картинки — для ребенка это сложно. Текст только на однотонном фоне. Когда ребенок уверенно читает все расчерченные слоги и не забывает начало короткого предложения — можно потихоньку убирать черточки (в сложных словах все равно оставляем).
Читаем текст вместе, каждое предложение повторяем после прочтения. Закончив чтение, обсуждаем, рассматриваем иллюстрации и фото животных в интернете, придумываем названия для рассказов (если это отдельные тексты не в книге), обсуждаем, как мог бы поступить герой и так далее. Обязательно вечером ребенок рассказывает папе, какой интересный рассказ он сегодня прочитал. Задача папы — активно интересоваться, охать, ахать и хвалить, хвалить, хвалить :).
Длительность одного занятия — 15-25 минут, не более 30. Если увлеклись — прерывать в конце абзаца, через часок можно продолжить. При продолжении сначала вспоминаем начало (если ребенок не может вспомнить, мама напоминает).
Примерно в этот период начинаем писать ребенку письма печатными буквами и вывешивать короткие чек-листы на день (ну не мне флаюшкам объяснять, что это такое).

Уровень 4: Беглое чтение (досюда мы еще не дошли, поэтому это теория :)).
Тексты больше не чертим. Ребенок сам вслух читает маме. Можно переходить к чтению больших рассказов, попеременному чтению (мама-ребенок). Обязательным остается обсуждение прочитанного и вовлеченность всей семьи в процесс. Когда ребенок читает уверенно — можно добавить чтение коротких рассказов про себя (не ранее и сильно этим не увлекаться, прочитанное обязательно пересказывать). Стараемся не заниматься дольше получаса без перерыва. Когда ребенок перейдет к самостоятельному чтению — интересоваться тем, что именно он читает и продолжать обсуждать.

Уровень 4+: Осознанное чтение (добавлено 04.04.2020)
В конце первого класса мой сын выдал скорость чтения в 23 слова в минуту. За месяц применения этой методики я вывела его на 80 слов. У дочери была проблема осознанного чтения — скорость развивает высокую, но смысл не понимает.
Смысл методики: читать каждый день по времени. Например, 15 минут в день. По таймеру. Неважно, сколько прочтут за это время — важно, чтобы было понятно, что там написано. В идеале — короткие, на полстраницы рассказы. В моем случае и с сыном и с дочкой начинала с Азбуки Леса Николая Сладкова. По этому сборнику у меня рассказы распределены по размерам (0,5 страницы, 0,7 страницы, 1 страница, 1,2 страницы, 1,5 страницы). Сначала прочитываем самые короткие, потом переходим к следующим по размеру.
Читаем по предложениям. Смысл каждого предложения пересказываем своими словами. Если не понятно — предложение перечитываем. Задача — не быстро-быстро прочесть рассказ, а понять, что именно там написано. Если успели 2 предложения за 15 минут — пусть. Если 5 — отлично. Прочли весь рассказ, а время еще не кончилось? Ура! Да мы совсем молодцы!!! Рассказы не бросаем. Если время закончилось, остаток дочитывает мама — вслух и с выражением.
После того, как рассказ прочитан, работаем над текстом. Два-три вопроса строго по тексту (какого цвета была бабочка? Сколько лисят у норы?), два-три на творческое осмысление (как ты думаешь, что будет дальше? Почему автор назвал лисенка отважным?). Обязательно хвалить, сравнивать (смотри, на прошлой неделе ты не успевала маленький рассказ прочитать, а на этой — большой почти полностью завершила), чтобы успех был виден наглядно.
Вести читательский дневник — дата, название, количество реально прочитанных страниц (строк, слов). Не обязательно, чтоб записывал ребенок. Это инструмент для родителя — анализируем раз в месяц, как часто читаем, как часто пропускаем, сколько ребенок осиливает за время. На основании читательского дневника можно даже график чертить — чтоб ребенок видел наглядно, что результат есть, и мучается он не напрасно.

Желание читать тоже прокачивается. Помогает ежедневное чтение мамой жутко интересных историй, по которым НЕТ мультиков или фильмов. История должна быть захватывающей и ей не должно быть альтернативы. Потом, когда ребенок поймет, что мультиков намного меньше, чем книг — можно брать книжки, которые в фильмах сняты в сокращенном виде. И читать с позиции «сколько интересного в фильме пропущено!!!»
Сейчас дети вообще читают меньше художественной литературы, чем мы. С этим надо смириться. Во-первых, они читают больше учебников. Во-вторых, очень много альтернативных источников информации — телевизор, мультфильмы, интернет. А без навыка чтения удовольствие от него получать невозможно. Мой сын начал читать для себя, не по необходимости, только в 6 классе — Том Сойер ему хорошо «зашел». Сейчас читает с удовольствием, хоть и не часто. Что интересно — школьную литературную программу, которая не для себя, а потому что надо, он потребляет в формате аудиокниг — во время уборки или мытья посуды.

Самое главное: Не заставляем! Максимум — вопрос: «Сегодня читать будем?» Если нет — значит, нет. Гораздо лучше, если ребенок сам будет упрашивать поучить его читать :).

11 комментариев

vera
Очень полезный топик. Тащу в избранное. Сноха мне совершенно точно заявила, что с Полей буду заниматься я. Доверила))) Я не против, если здоровье не подведёт. Пора начинать, нам 3 года и почти 5 месяцев. Знает несколько букв. Некоторые из них не помнит, как называется, но знает, что это «папина и Полина буква» — П, ещё несколько по тому же принципу. Любит почему-то букву Ж, но не видит пока отличия между Ж, К, Х. Всегда гордо говорит, что З похожа на три. Вот такие пока обрывочные начальные знания.
1
Littlefox
Ж — это жук :) У него ножки как у жука ) Во все стороны. Самая простая буква.
1
vera
У Поли совсем другой способ запоминания, причем она сама начала спрашивать «Чья это буква?» Мамины М и О, дедова Д и так далее. Женя — любимый братик, потому и Ж. Мы пока целенаправленно не занимаемся, говорим только то, что сама спрашивает.
1
Littlefox
Прикольный способ :)
0
FairWind
И у нас так же было! Мамина буква, Мишулина, папина, бабушкина и прочее.
0
ymochka
Лена молодцы, все четко. Вот только с со словом К- РАС- НЫЙ внесу поправку. Такие слова лучше делить на склады К-РА-С-НЫ-Й при чтении. Чтобы в дальнейшем не было путаницы с делением на слоги.КРА-СНЫЙ.
0
Littlefox
А разве деление будет не КРАС-НЫЙ? Нас, вроде, так учили.
К-РА-С-НЫ-Й — я так чертила вначале. Потом слоги стала укрупнять.
0
ymochka
Леночка, все верно. Только не со словом красный, так как С не сонорная согласная.
• два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.
Если обобщить правило более доходчиво:
Слова «разрубаются» на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.
НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й, и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу.
0
Littlefox
Прикольно…
Надо поднять мои конспекты по методике русского…
0
Bogdanalina
Очень вовремя попался этот топик. Спасибо, Лена. Мы с Варварой в прошлом году начали учиться читать. Вначале бодренько так взялись, а потом ей поднадоело. Букварь далеко не убирали, к нам приходит и всегда достаёт, где повторим, где новую букву назовём. Надо сказать уже хорошо читает слоги, где гласснся первая. Сейчас ещё в развивайкуходит, тоже там буквы учат. Надеюсь, что правильно. Возьму некоторое навооружение.
Как вы там, выступаете, костюмы шьете, кошку дресируете? 😃
У нас в ходу буквы из фетра, сама нашла и навырезала, прикольно получилось
Комментарий отредактирован: 22 января 2023, 13:26
2
Bogdanalina
*нашила* следует читать😃
1