Как все устроено: мотивы, деятельность и откуда берутся цели.
Готовлюсь к экзамену, пишу конспекты — это один из них, наиболее личностно зацепивший — надеюсь это будет полезно еще для кого-то — для меня здесь было несколько интересных открытий.
(Источник ч.5.3. «Теория деятельности» в учебнике Маклакова).
Откуда берутся цели?

Потребность — состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его, но является необходимым условием его нормального функционирования.
— биологические (органические)- в воде, пище, кислороде и др.
— социальные — потребность в общении с себе подобными, познавательная потребность и др.
2 этапа в развитии потребности — ДО и После встречи с предметом, который ее удовлетворяет.
1 этап: потребность скрыта, человек испытывает напряжение, не понимая его причины, и находится в поиске, поведение ненаправленное.
напряжение -> поиск -> рождение мотива
В процессе поисковой деятельности происходит встреча потребности с предметом, его удовлетворяющим.
«Узнавание» потребностью своего предмета называется опредмечиванием.
Мотив — это опредмеченная потребность, это то, ради чего совершается действие.
Мотивы порождают действия путем формирования цели
2 этап: поведение становится направленным
рождение мотива -> вижу цель -> деятельность
Деятельность — это совокупность действий, вызванных одним мотивом.
Действие — это сознательное проявление активности, направленное на достижение цели.
Мотивы:
— основной: запускает деятельность, обладает смыслообразующей функцией, порождают эмоции и личностный смысл.
— второстепенные (они же Стимулы): играют роль дополнительных побудителей, симулируют деятельность, порождают только эмоции.
Мотивы (формы проявления мотивов в сознании):
— осознаваемые: жизненные цели.
— неосознаваемые: эмоции и личностный смысл.
Эмоции — отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.
положительные эмоции: деятельность проходит успешно.
отрицательные эмоции: деятельность неуспешна.
Личностный смысл — переживание повышенной субъективной значимости предмета\действия\события.
Связь мотива и личности:
— деятельность определяется мотивами
— система мотивов у каждого человека своя, ведущий мотив может быть один или несколько
— для характеристики личности важно, какой мотив используется в качестве фундамента
— ведущие мотивы индивидуальны и отличаются по сути и силе
— о человеке мы судим по деятельности и поведению
Вывод: мотивы являются источниким деятельности и характеризуют личность.
Как образуются новые мотивы?
По схеме анализа: потребность -> мотив -> вижу цель -> деятельность
На практике: деятельность -> новые потребности -> новые мотивы + новые цели -> деятельность
1. в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности
2. круг потребностей расширяется в ходе деятельности
Механизм сдвига мотива на цель: если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями, цель (ранее побуждаемая мотивом) сама становится мотивом и приобретает самостоятельную побудительную силу.
Выводы:
— мотив формирует направленность деятельности и побуждает к ней.
— мотив определяет своеобразие личности,
— деятельность влияет на развитие личности.
Деятельностный подход в психологии: психология это наука о законах психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности.
Деятельность: побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционно-технический состав.
— практическая: видимая для сторонних наблюдателей, действия осуществляются с предметами, итогом является реальный продукт.
— внутренняя: действия производятся с образами, итогом является мысленный результат.
Выводы:
— психика и деятельность неразрывно связаны между собой
— мотивы и жизненные ценности определяют общую направленность субъекта
— деятельность, которой занимается человек в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей
— отдельные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.
(Источник ч.5.3. «Теория деятельности» в учебнике Маклакова).
Откуда берутся цели?

Потребность — состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его, но является необходимым условием его нормального функционирования.
— биологические (органические)- в воде, пище, кислороде и др.
— социальные — потребность в общении с себе подобными, познавательная потребность и др.
2 этапа в развитии потребности — ДО и После встречи с предметом, который ее удовлетворяет.
1 этап: потребность скрыта, человек испытывает напряжение, не понимая его причины, и находится в поиске, поведение ненаправленное.
напряжение -> поиск -> рождение мотива
В процессе поисковой деятельности происходит встреча потребности с предметом, его удовлетворяющим.
«Узнавание» потребностью своего предмета называется опредмечиванием.
Мотив — это опредмеченная потребность, это то, ради чего совершается действие.
Мотивы порождают действия путем формирования цели
2 этап: поведение становится направленным
рождение мотива -> вижу цель -> деятельность
Деятельность — это совокупность действий, вызванных одним мотивом.
Действие — это сознательное проявление активности, направленное на достижение цели.
Мотивы:
— основной: запускает деятельность, обладает смыслообразующей функцией, порождают эмоции и личностный смысл.
— второстепенные (они же Стимулы): играют роль дополнительных побудителей, симулируют деятельность, порождают только эмоции.
Мотивы (формы проявления мотивов в сознании):
— осознаваемые: жизненные цели.
— неосознаваемые: эмоции и личностный смысл.
Эмоции — отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.
положительные эмоции: деятельность проходит успешно.
отрицательные эмоции: деятельность неуспешна.
Личностный смысл — переживание повышенной субъективной значимости предмета\действия\события.
Связь мотива и личности:
— деятельность определяется мотивами
— система мотивов у каждого человека своя, ведущий мотив может быть один или несколько
— для характеристики личности важно, какой мотив используется в качестве фундамента
— ведущие мотивы индивидуальны и отличаются по сути и силе
— о человеке мы судим по деятельности и поведению
Вывод: мотивы являются источниким деятельности и характеризуют личность.
Как образуются новые мотивы?
По схеме анализа: потребность -> мотив -> вижу цель -> деятельность
На практике: деятельность -> новые потребности -> новые мотивы + новые цели -> деятельность
1. в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности
2. круг потребностей расширяется в ходе деятельности
Механизм сдвига мотива на цель: если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями, цель (ранее побуждаемая мотивом) сама становится мотивом и приобретает самостоятельную побудительную силу.
Выводы:
— мотив формирует направленность деятельности и побуждает к ней.
— мотив определяет своеобразие личности,
— деятельность влияет на развитие личности.
Деятельностный подход в психологии: психология это наука о законах психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности.
Деятельность: побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционно-технический состав.
— практическая: видимая для сторонних наблюдателей, действия осуществляются с предметами, итогом является реальный продукт.
— внутренняя: действия производятся с образами, итогом является мысленный результат.
Выводы:
— психика и деятельность неразрывно связаны между собой
— мотивы и жизненные ценности определяют общую направленность субъекта
— деятельность, которой занимается человек в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей
— отдельные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.
Света, я говорила тебе, что Маклаков это известнейший ученый, мега-специалист, учебник его это классика, по которой нам велено заниматься как по основному профессиональному учебнику.
И более того — он руководитель нашего факультета, и я горжусь этим — наши преподаватели это его ученики.
И еще помнишь наш разговор про научные школы в психологии на постсоветском пространстве — так или иначе, технически вы должны принадлежать к одной из них, но мы с тобой пока не выяснили к какой.)))
Поэтому я отншу себя к конкретной научной школе, а с этого учебника я для себя лично пишу рукописные конспекты — читаю, осмысливаю, потом пишу… и часто получается что сначала пишу на черновик, а потом на чистовике уже.
И вот то, что в конспекте (мое мнение) мне надо учить наизусть как основу.
Поэтому твой вопрос для меня имеет двойной смысл.
С одной стороны — текст этот не мой — это текст автора учебника.
С другой стороны — в авторском праве есть такое понятие как переработанный текст: я выполняю работу по структуризации текста учебника и выстраиванию причинно-следственных связей между его элементами, и поэтому являюсь автором этого нового текста.
Поэтому мысль о том, что «мотив определяет своеобразие личности» — это дословная цитата.
Вот она:
Если же говорить о том, как именно я ее понимаю, то могу сказать следующее:
1 стадия.
Сначала внутри человека возникает скрытое и неосозноваемое напряжение — то есть внутри человека уже есть скрытая потребность, она и вызывает напряжение и толкает человека на поиск.
Человек ищет, это ненаправленное, но активное поведение — и причина его лежит в самом человеке.
Дальше человек встречает предмет, удовлетворяющий свою потребность, «узнает» ее.
Здесь внутреннее напряжение высвобождается, скрытая потребность осознается и превращается в мотив.
С появлением мотива начинается 2 стадия:
Мотив определяет направление и содержание деятельности, сама деятельность приобретает смысл — возникает цель, достигается результат.
И стартует вся эта цепочка с момента первичного неосозноваемого внутреннего напряжения, которое в ходе поиска «предмечивается» и становится мотивом.
И получается вот такое логическое кольцо:
О человеке мы судим по его поведению (деятельности) ->
Причиной направленной деятельности является мотив ->
Структура мотивов у разных людей различна ->
Ведущий мотив определяет своеобразие личности ->
О человеке мы судим по его поведению (деятельности).
Дальше следует вообще удивительный итоговый вывод — деятельность происходит из личности человека, НО! она же эту личность и создает, то есть «характер деятельности, которой занимается человек, определяет пути его дальнейшего развития» как личности.
И все — в споре бытие определяет сознание или наоборот, окончательно побеждает бытие!
А теперь все то же самое, но кратко!!! :) :) :)
Мотив определяет своеобразие личности, потому что мотив направляет деятельность — а деятельность формирует своеобразие личности.
Ты — то, что ты делаешь!
Конспект это во многом очень личное, потому что создатель конспекта в своих кратких пометках все равно видит исходный текст со вложенным в него смыслом. Я ещё раз пробежалась по этой информации и вот например, если бы к пункту о своеобразии ты в скобках уточнила кусочком этой же цитаты — «поскольку о человеке мы судим исходя из его поступков и результата деятельности»
И сразу всё становится на место :)
Это снова подтверждает моё мнение о том, что чужой конспект — потемки отчасти.
Ну и гуси в моей голове мне совсем не помогают думать продуктивно, так что не заморачивайся)