О влиянии чистоты и порядка на результат.

Мы, женщины и хозяйки, каждый день моем-чистим наши дома и стремимся к порядку и чистоте, часто думая, что стремление это интуитивно и инстинктивно.

Мы часто думаем, что такое стремление исходит только от нас — потому что слишком часто наши домашние нас не поддерживают. Жить в чистоте любит каждый, а вот убирают они за собой, как правило через раз. А уж в доме, где много детей, чистой может быть только ваза от конфет.)))
Весь мир подвергается энтропии, и часто только домашняя хозяйка ей противостоит.

И хотя всем давно известно, что в чистом пространстве комфортней жить и работать, и продуктивнее заниматься творчеством, но тем не менее общее понятие творческого беспорядка рулит.

Но выясняется, что наше женское стремление к упорядоченности и чистоте, к недостижимой идеальности как к цели движения не всегда и часто вовсе не перфекционизм.
Потому что на производстве у технологов и название такому явлению есть: «Производственная культура».

Одно и то же изделие, по одним и тем же чертежам можно сделать с совершенно разным уровнем качества.

Немного ошибутся при производстве одной детали, немного при другой… Казалось бы, каждое отклонение более-менее в пределах допустимого, но когда в готовом изделии таких деталей пара сотен — ошибки складываются, получается брак.

Легендарный конструктор советских пушек Грабин вспоминал как тяжело шла борьба за качество и эту самую культуру производства в конце тридцатых годов. Даже на оборонных заводах в цехах царило разгильдяйство и не всегда качественное отношение к своему труду.

Когда завод получил большой заказ на изготовление более сотни орудий ЗИС-З Грабин пробил у директора завода приказ на создание эталонных орудий. Приказом предписывалось из ста комплектов деталей для пушек отобрать самые лучшие детали, выполненные с минимальными допусками. И из этих деталей собрать всего три эталонных орудия — полностью соответствующих чертежам конструкторов.

Как думаете, чем закончилась история с эталонными пушками? Правильно, отчаявшийся Грабин был вынужден сам отменять свой же приказ. Даже из сотни орудий собрать три идеальных пушки — не получалось.

В чем была загвоздка — вроде бы ни в чем, руками не пощупать. Тем не менее, эта самая низкая культура производства проявилась в полный рост. В итоге на заводе продолжилась тяжелая битва с военпредами за «условную годность» и приемку почти каждой второй не сильно подходящей детали.

Бороться за качество Грабину пришлось нестандартными методами. Прошлись комиссией по цехам, распотрошили шкафчики рабочих. Выбросили старый хлам, безжалостно отправились в мусор старые рабочие чертежи. Как объяснял сам конструктор:

— По такому чертежу вполне можно работать. Но когда слесарь держит в руках надорванный и заляпанный маслом чертеж — деталь отчего-то тоже выходит не лучшего качества.

По тому же принципу конструктор перевел конструкторов в новое помещение с большими окнами с обеих сторон. И дело было не только в том, что чертежникам нужно хорошее освещение. В залитом солнечным светом, просторном и хорошо проветриваемом бюро — людям приятно работать. Результат не заставил себя долго ждать, качество орудий резко пошло вверх.

Авиаконструктор Яковлев, отец знаменитых военных Яков, тоже писал о важности внутреннего настроя рабочего для качественного производства. На своем первом собственном заводе (на самом деле в цехе кроватной мастерской) конструктор первым делом распорядился убрать обрезки труб, арматуры и т.п. и непременно настелить дощатые полы.

Для производства самолета это было не нужно, вполне устроил бы и земляной пол. Авиатор руководствовался все теми же соображениями — в чистом и уютном цеху и машина выйдет на славу.

Другим нововведением Яковлева было красить двери между цехами белой краской. Объяснял он это так. Рабочие привыкли открывать двери не руками, а ногами. Это даже как бы удобно, если несешь что-то в руках. Но такое отношение недопустимо.

Как раз из соображений той же самой культуры производства. На белых дверях отпечатки подметок стали хорошо видны и постепенно рабочие стали открывать двери как положено. При этом конструктор никаких наказаний за это не вводил, люди сами решили, что работать в чистом цеху лучше.

Из той же серии традиция введенная Грабиным — приходить на работу без опозданий, вовремя. Некоторые неорганизованные конструктора часто опаздывали, но Грабин не стал объявлять выговоры. Вместо этого он каждое утро выходил перед началом смены к проходной и вежливо за руку здоровался с каждым опоздавшим. Дело сразу пошло на лад.

В советские годы на крупных заводах существовала традиция всем цехом выходить и благоустраивать территорию, расчищать и мостить дорожки, сажать цветы. Казалось бы, какое отношение цветы могут иметь к производству тяжелых тракторов или текстильного полотна? Тем не менее, эти традиции крайне положительно сказывались на результатах труда.

Уже в наше время, когда на Автоваз пришел руководить Бу Андерссон одним из первых его нововведений были — мусорные корзины с вкладными мусорными пакетами. Даже корзина должна быть чистой и опрятной. На первый взгляд — глупость, а на деле — еще один кирпичик в добросовестное отношение к своей работе, к качеству продукции.

Так и Генри Форд сто лет назад боролся за качественное отношение рабочих к тому, что они делают. Он запрещал рабочим складывать в углах цехов заводской хлам (как было заведено практически везде). А чтобы это всегда было видно и наглядно и понадобилась белая краска.

Углы заводов Форда сияли чистотой и белой эмалью, а с конвейера одна за одной сходили массовые Форды. Машины, произведенные не очень квалифицированными рабочими на быстро движущемся конвейере, но при это невиданного по тем временам качества. ©?
Такая вот она, загадочная и непостижимая — «Производственная культура».

3 комментария

Ice
На днях читала этот текст и даже сохранила его себе для дальнейшего перечитывания.
По поводу производственной культуры (именно в работе) — учусь у Дениса, у него это врожденное. Сейчас обустраивает новый цех -очень заметно.
А по поводу домашней составляющей — меня вот физически угнетал захламленный балкон. Я понимала, что в квартире, где просто отсутствуют как вид места хранения, это неизбежно, но каждый раз выходя на балкон ловила это внутренне буэээ.
Хорошо, что мы переезжаем. На новом месте сделаю себе нормальный шкаф-купе (точнее, ЛМ сделает) и буду содержать балконы в чистоте, для чаепитий, как оно и должно быть.
5
Ice
И, например, готовить в неприбранной кухне или работать за грязным столом для меня давно уже нонсенс. В атмосфере «творческого беспорядка» у меня энергия уходит не на творчество, а абстрагирование )))
6
Feya_Diana
Ой, какие факты интересно-познавательные!
0