Моя прабабушка Катенька. Часть 2
С началом войны Ваня ушел на фронт, как и все мужчины деревни. Катенька оказалась в оккупации уже августе 41. А Ниночка родилась в мае.
Сама Катенька была очень красивая, невысокая, статная, длинные смоляные волосы. Так вот, когда в деревню пришли немцы их выгнали из дома в сарай, в доме поселился офицер. Катенька мазала лицо, руки сажей, чтоб на нее никто не позарился. Честно не знаю помогло или нет.
Бабуля мне рассказывала, что офицер этот требовал от нее, чтоб она ему пела и плясала, за это он ей давал хлеб и сахар. Как-то Катенька или бабуля сделали что-то не то (бабушка сказала, что не помнит, а может не захотела говорить) и этот офицер схватил младенца за ноги и занес над колодцем, чтоб бросить. Катенька в ноги упала, молила отдать ей Ниночку, бабушка и Тонечка тоже на коленях плакали и просили. А этот смеялся им всем троим в лицо и размахивал как тряпичной куклой ребенком. Сколько по времени это продолжалось бабуля не могла сказать, сказала что. как ей показалось тогда, что долго.
В 43 Брянщину освободили, вернулся Ваня с фронта. Было ранение, контузия, ампутация ноги. Его назначили председателем колхоза.
Весь скот немцы угнали с собой, ни лошадей, ни коров не было. Мужчин тоже. Женщины и дети впрягались в плуг и пахали. Бабуля рассказывала, что они с мамкой были на поле, а Тонечка смотрела за домом и Ниничкой. Тонечке тогда было 7 лет, бабуле 9.
После сбора урожая Ваня разрешал несоброные колоски и клубни картофеля собирать женщинам, чтоб детей дома кормить. За это его стали называть Богом, а детей Боговы дети. Это мне уже мама рассказала.
Слухи об этом дошли до райкома, Ивана на ковер. Мол расхищение, под суд пойдешь, расстрел на месте. Дед мой ответил, что можете и под суд, и на расстрел, а матерям кормить детей надо. Его, конечно же, сняли.
Ваня и пить начал, и Катеньку с детьми гонять, так что она в одной ночнушке по снегу босиком с детьми к соседям бежала. Чем дальше тем больше и чаще. В 49 родилась Верочка, а Ваня умер то ли в 55, то в 56 еще до рождения моей мамочки.
Сама Катенька была очень красивая, невысокая, статная, длинные смоляные волосы. Так вот, когда в деревню пришли немцы их выгнали из дома в сарай, в доме поселился офицер. Катенька мазала лицо, руки сажей, чтоб на нее никто не позарился. Честно не знаю помогло или нет.
Бабуля мне рассказывала, что офицер этот требовал от нее, чтоб она ему пела и плясала, за это он ей давал хлеб и сахар. Как-то Катенька или бабуля сделали что-то не то (бабушка сказала, что не помнит, а может не захотела говорить) и этот офицер схватил младенца за ноги и занес над колодцем, чтоб бросить. Катенька в ноги упала, молила отдать ей Ниночку, бабушка и Тонечка тоже на коленях плакали и просили. А этот смеялся им всем троим в лицо и размахивал как тряпичной куклой ребенком. Сколько по времени это продолжалось бабуля не могла сказать, сказала что. как ей показалось тогда, что долго.
В 43 Брянщину освободили, вернулся Ваня с фронта. Было ранение, контузия, ампутация ноги. Его назначили председателем колхоза.
Весь скот немцы угнали с собой, ни лошадей, ни коров не было. Мужчин тоже. Женщины и дети впрягались в плуг и пахали. Бабуля рассказывала, что они с мамкой были на поле, а Тонечка смотрела за домом и Ниничкой. Тонечке тогда было 7 лет, бабуле 9.
После сбора урожая Ваня разрешал несоброные колоски и клубни картофеля собирать женщинам, чтоб детей дома кормить. За это его стали называть Богом, а детей Боговы дети. Это мне уже мама рассказала.
Слухи об этом дошли до райкома, Ивана на ковер. Мол расхищение, под суд пойдешь, расстрел на месте. Дед мой ответил, что можете и под суд, и на расстрел, а матерям кормить детей надо. Его, конечно же, сняли.
Ваня и пить начал, и Катеньку с детьми гонять, так что она в одной ночнушке по снегу босиком с детьми к соседям бежала. Чем дальше тем больше и чаще. В 49 родилась Верочка, а Ваня умер то ли в 55, то в 56 еще до рождения моей мамочки.
Читаю и слёзы катятся…
Девочки напишите о своих родных, может в отдельный блок перенести как память о наших предках.
Чем дальше, тем больше забудется и меньше будет таких житейских историй.
Про Ивана я почти ничего не знаю. О другом прадедушке тоже. Всю свои жизнь я думала, что его зовут Степан, дедушку все по отчеству величали Степаныч. А оказалось, что прадед мой был Стефан.
Со стороны отца помню, что бабушка рассказывала, что ее батька был очень здоровым мужиком, железо руками гнул. А мой дедушка со стороны папы умер, когда я была совсем маленькой. С папиной стороны вообще не у кого спросить какие они были. То что знаю, тоже напишу.
Прадед по маминой линии, был раскулачен( жили под Псковом). Их посадили ночью в телегу и выслали в Сибирь, прабабушка умерла в дороге. А бабушкина семья из Башкирии, прадет служил в царской армии, когда пришли красные им удалось бежать, тоже в Сибирь. Бабушка с 9 лет в людях жила, в няньках.
Про детей. Не писала это в цикл «Анюта», но тоже во время войны было… Убегали по полю толпой с односельчанами от немцев. Фашисты на конях, а женщины детей в охапку и бегом через поле к лесу, и почти под самым лесом одна женщина запуталась как-то и случайно младенца из рук выронила, а толпа по инерции ее за собой в подлесок затянула. Упали все под ёлки, спрятались. Эта женщина вырывалась вернуться за ребенком, но было уже поздно, она этим могла всех выдать, и тогда бы всех убили, кричала, рыдала, а остальные ее держали, рот затыкали. А эти выродки на плач ребеночка нашли, И ходил фриц по кромке леса, носил небрежно за ногу младенца, как приманку, ждал, когда же сердце матери не выдержит… А потом, когда устал ждать, подбросил его, наколол на штык, бросил на землю и уехал.
Господи, убереги от войны!
Жестокое время. Что вынесли наши родные страшно представить.
Не дай Бог война, Господи убереги!