Мшелоимство.
Это забавное слово, ассоциирующееся с ловлей мышей, означает один из грехов человеческих.
Грехи не ограничиваются смертными, и мшелоимство как грех упоминается в молитвослове “Исповедание грехов повседневных”.
Молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни — тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии предметов, ненужных ему в обиходе, а так же красивых и ценных предметов, не несущих прикладного значения, или излишне украшенных, вычурных предметов обихода, и вообще — накопительство.
Мирянам также не следует заниматься накопительством, превращая свое жилье в музей старых вещей. Путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который одинаков для всех – и монахов, и мирян, потому что все мы люди, просто люди.
Итак, мшелоимство – это всего-то хранение собранных, купленных или подаренных предметов, которые были созданы с целью служения людям и неупотребление их по прямому назначению.
Тем не менее, мшелоимство это грех, и вот почему.
Аргументы у свещенослужителей следующие: накопление и хранение вещей это нарушение их предназначения, то есть пренебрежение Господними указаниями. Вещи должны приобретаться в случае необходимости, а не ради удовлетворения болезненной склонности. А самое главное – человек привязывается к предметам, начинает служить им и своему пристрастию, хотя должен служить Богу. Здесь уместно вспомнить про «не создай себе кумира», а такое безудержное накопление уже вполне подобно поклонению искусственно созданному идолу.
Что еще интересного найдено по мшелоимству в первоисточниках:
Мшелои́мство (от древнерусского мшель – вещь, имущество; в церковнославянском – мзда, корысть, прибыль)
– греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей, болезненное вещелюбие. Разновидность страсти сребролюбия.
Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» – прибыль (словарь прот. Г. Дьяченко). В Толковом словаре В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.
Встретилось мнение, что в современном языке людей, страдающих этим недугом, называют шопоголиками (ониоманами).
Видимо, так к ним и надо относиться, отделяя их от разумного практицизма и хозяйственности.
Что же делать?
1. Вещи на выход.
• Учиться расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается или выбрасывать
• Марафон размусоривания: позволяет беби степ освобождать дом от мусора и ненужных вещей.
• Регулярное и планомерное проведение ревизии в закромах, в залежах вещей и продуктов.
2. Вещи на вход.
• Прежде чем решиться на очередную покупку, хорошенько взвесить, так ли уж она необходима и какие потребности удовлетворяет.
• Новые вещи должны быть идеальны, а не симпатичны.
• Сколько на вход, столько на выход.
Всем добра!
— Ты случайно не знаешь, что означает слово «мшелоимство»?Всезнающая «Википедия» удовлетворила мое любопытство: «Мшелоимство (от древнерусского «мшель» – вещь, имущество; в церковнославянском – мзда, корысть, прибыль) – страсть к вещам. В современном языке слово используется в религиозном контексте как порочная (греховная) страсть к собиранию ненужных вещей. Это может иметь форму от взяток вещами, пристрастия к подаркам, от бесполезного коллекционирования до собирания хлама».
— Не знаю!)))
Грехи не ограничиваются смертными, и мшелоимство как грех упоминается в молитвослове “Исповедание грехов повседневных”.
Молитвословы составлялись применительно к монашеской жизни — тогда это слово обозначало собирание монахом в своей келии предметов, ненужных ему в обиходе, а так же красивых и ценных предметов, не несущих прикладного значения, или излишне украшенных, вычурных предметов обихода, и вообще — накопительство.
«Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье». (Из устава Свято-Троицкого мужского монастыря)Священники отвечают, что мшелоимство касается в первую очередь монашествующих: в келье монаха должен быть крайний минимум всего, без чего в ней нельзя обойтись (а мирских/светских вещей вообще быть не должно).
Мирянам также не следует заниматься накопительством, превращая свое жилье в музей старых вещей. Путь спасения мирянина по сути ничем не отличается от монашеского. Монахи удаляются в пустыню лишь для того, чтобы удобнее проходить этот путь, который одинаков для всех – и монахов, и мирян, потому что все мы люди, просто люди.
Итак, мшелоимство – это всего-то хранение собранных, купленных или подаренных предметов, которые были созданы с целью служения людям и неупотребление их по прямому назначению.
Тем не менее, мшелоимство это грех, и вот почему.
Аргументы у свещенослужителей следующие: накопление и хранение вещей это нарушение их предназначения, то есть пренебрежение Господними указаниями. Вещи должны приобретаться в случае необходимости, а не ради удовлетворения болезненной склонности. А самое главное – человек привязывается к предметам, начинает служить им и своему пристрастию, хотя должен служить Богу. Здесь уместно вспомнить про «не создай себе кумира», а такое безудержное накопление уже вполне подобно поклонению искусственно созданному идолу.
Что еще интересного найдено по мшелоимству в первоисточниках:
Мшелои́мство (от древнерусского мшель – вещь, имущество; в церковнославянском – мзда, корысть, прибыль)
– греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей, болезненное вещелюбие. Разновидность страсти сребролюбия.
Слово «мшелоимство» происходит от старинного корня «мшель» – прибыль (словарь прот. Г. Дьяченко). В Толковом словаре В.И. Даля «мшель» – мзда, корысть.
Мшелоимство есть форма вещелюбия, когда вещи приобретаются ради самих вещей. Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев — горше и пребедственнее сребролюбия. Лев Оптинский.Из литературных героев смертельно заражён этой страстью помещик Плюшкин из «Мёртвых душ» Гоголя.
Виды мшелоимства разнообразны – от пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до собирания хлама. Св. Игнатия Брянчанинов.
Человек, подверженный страсти, порабощается вещами, то есть временным и преходящим — в ущерб заботе о своей участи в вечности. Св. Максим Исповедник.
Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного. Протоиерей Сергий Правдолюбов.
Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит. Священник Павел Гумеров.
Вещь — бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить.
(Вещи) должны человеку служить и работать, а не человек; служит им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне. Св. Тихон Задонский.
… не нуждается ли кто-либо больше меня в той вещи, которая мне совершенно не нужна, и если нуждается, то с легким сердцем пойти и отдать ее. Иеромонах Серафим (Калугин)
Встретилось мнение, что в современном языке людей, страдающих этим недугом, называют шопоголиками (ониоманами).
Мшелоимство – это такой вид греха, точнее, такой греховный образ жизни, когда у человека есть нечто, что ему самому не нужно, но это нечто, ему ненужное он тем не менее под себя кладет, а другим не отдает.Итак, вещелюбие и мшелоимство (излишества различных вещей) это немощь душевная.
Видимо, так к ним и надо относиться, отделяя их от разумного практицизма и хозяйственности.
Что же делать?
1. Вещи на выход.
• Учиться расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается или выбрасывать
• Марафон размусоривания: позволяет беби степ освобождать дом от мусора и ненужных вещей.
• Регулярное и планомерное проведение ревизии в закромах, в залежах вещей и продуктов.
2. Вещи на вход.
• Прежде чем решиться на очередную покупку, хорошенько взвесить, так ли уж она необходима и какие потребности удовлетворяет.
• Новые вещи должны быть идеальны, а не симпатичны.
• Сколько на вход, столько на выход.
Всем добра!
скудногоскромного гардероба.Теперь, надеюсь временно, нет возможности купить то, что хочу.Что могу себе позволить мне не нравится.Пока расхламление было просто инструментом для более комфортной и упорядоченной жизни, оно было мне гораздо более симпатично.
Если честно, статьи такого рода меня сильно задевают. Я сразу начинаю испытывать вину за все области моей жизни, где я не минималистична, и досаду, что я имела глупость рассказывать и показывать посторонним свои «сокровища». Не думаю, что это очень здоровые чувства, не хочу руководствоваться ими при выборе стиля жизни.
И, извините, я не готова ходить без штанов, потому что в магазине были только просто симпатичные джинсы.
Сначала я написала статью про Плюшкина, указав, что одно из названий такого патологического состояния это мшелоимство.
Потом я полезла подробнее смотреть, что есть мшелоимство — и получилась вот эта статья.
О минимализме здесь речи нет нигде — и акцент поставлен собственно на одной из грани отношения к вещам, о том, что бесцельное накопление вещей при неиспользовании имеет особенное название, известно давно и зовется грехом.
Бесцельное!
Какой-то ракурс искаженный у тебя… Никто не говорит ходить без штанов.
Мне очень жаль.
Мне тоже жаль.
:C ого
:Q
Правда я и не нуждаюсь в них и не планирую покупать.
Но, если бы я жила в доме, то минимализм бы обхожила стороной!)))))
при этом грех мшелоимства я в себе признаю. например у меня рука не подымается начать размусоривать все мои школьные бумажки. а они копятся и копятся